[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** См. Толкование на [[new:mf:17:06#svt_ioann_zlatoust|Мф. 17:6]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** Для разума понятно то, что они, поднявшись, увидели только одного Иисуса; это для того, чтобы голос Отца не показался им сомнительным, если бы Моисей и Илия продолжали пребывать с Господом, Которому Он дал самое действительное свидетельство. Итак, после исчезновения облака они видят, что стоит Иисус, а Моисей и Илия исчезли: потому что после рассеяния тени закона и пророков, покрывавшей апостолов своим покровом, свет первого и последних (utrumque lumen) [или: истинный свет (verum lumen)] открылся в Евангелии. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** См. Толкование на [[new:mf:17:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 17:6]] ===== Ориген ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** И обрати внимание, если можешь сказать и относительно сказанного в этом месте, что ученики, поняв, что Сын Божий дал ответ Моисею и именно Он сказал: //Человек не может увидеть лицо// Мое и //остаться в живых// (см. [[old:ish:33:20|Исх. 33:20]]), и, увидев //лицо// Сына Божьего, //как солнце//, и получив о Нем свидетельство Божие, не вынеся сияния Слова, смирились //под крепкой рукой Божией// [[new:1pet:05:06|(1 Пет. 5:6)]]. Но после прикосновения Слова, возведя очи, они увидели одного Иисуса и больше никого. Ибо Моисей-закон и Илия-пророчество стали одним с Евангелием Иисуса, и уже не остались тремя, как были прежде, но трое стали одним. Помышляй об этих вещах в духовном смысле. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса единаго** Чтобы они были убеждены, что голос был о Нем, является им Сам один. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** См. Толкование на [[new:mf:17:07#prot_ioann_buxarev|Мф. 17:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** ([[new:mk:09:08|Мк. 9:8]] — со значительной разницей в выражениях). Здесь мелкая подробность, указывающая на реальность события. О том, что было бы более важно и для нас интересно, евангелисты молчат. В настоящем случае было бы достаточно, если бы евангелист Матфей окончил свою речь 7 стихом. Но он не сделал так, а добавил ст. 8, живописно изобразив происходившее. Историческая действительность события лучшими экзегетами вполне признается. Оно связано определенными признаками с тем, что было раньше, т.е. с исповеданием Петра, и имеет близкую связь с тем, о чем рассказывается дальше. Событие не может быть выделено из контекста без того, чтобы не образовался пробел. В точности согласный во всех подробностях рассказ синоптиков подтверждается намеком четвертого евангелиста, который, правда, прямо не говорит о преображении, хотя и был сам его свидетелем, но ясно на него намекает, [[new:in:01:14|Ин. 1:14]]. А другой очевидец прямо сообщает о нем, [[new:2pet:01:16|2 Пет. 1:16-18]]. “Истина это, или ложь, или отчасти то и другое, — это преображение на горе Ермон? — спрашивает Эдершейм. Одно, по крайней мере, несомненно: если это истинный рассказ, то в нем не говорится только о субъективном видении без объективной реальности. Но в этом случае было бы не только трудно, но и невозможно отделить одну часть рассказа от другой, — явление Моисея и Илии и преображение Господа, и приписать последнему объективную реальность, первое считать только видением”. Попытки представить видение мифом или истолковать его на рационалистических началах, по словам Эдершейма, несостоятельны. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса** См. Толкование на [[new:mf:17:01#troickie_listki|Мф. 17:1]] [<10>]