[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-11 **И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все** Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, - и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самаряныня сказала: //Мессия приидет; егда Той приидет, возвестит нам вся// [[new:in:04:25|(Ин. IV, 25)]]; и книжники вопрошали Иоанна: //Илиа ли еси ты, или пророк// [[new:in:01:21|(Ин. I, 21)]]? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: //явися благодать Божия спасительная наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем.// Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: //ждуще блаженнаго упования, и явления великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// [[new:tit:02:11|(Тит. II, 11-13)]]. Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею - не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот - Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: **что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде**? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: //Илиа ли еси ты?// вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, - называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет; потому и сказал: **Илиа приидет и устроит вся.** Что такое - **все**? То, о чем сказал пророк Малахия: //послю вам Илию Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, да не пришед поражу землю в конец// [[old:mal:04:05|(Мал. IV, 5-6)]]. Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя фесвитянином; а Иоанн фесвитянином не был. Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря: //да не пришед поражу землю в конец//, - означая этим второе страшное Его пришествие. В первом Он не пришел поразить землю: //не приидох, говорит, да сужду мирови, но да спасу мир// [[new:in:12:47|(Ин. XII, 47)]]. Итак означенные слова пророка показывают, что фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа и чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: **и устроит вся**, т. е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: устроит сердце сына к отцу, но: //отца к сыну//. Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: //обратит к учению сынов//, т. е. апостолов, сердца отцов, т. е. расположение народа иудейского. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И спросили Его ученики так: А что же книжники говорят, будто сначала должен придти Илия** Если бы мы не знали причины, почему ученики спрашивали относительно Илии, то их вопрос показался бы нам неразумным и необыкновенным. В самом деле, какое отношение имеет вопрос о пришествии Илии к тому, что выше описано. У фарисеев было предание, - на основании слов Малахии пророка, последнего из двенадцати, - что перед пришествием Спасителя придет Илия и обратит сердце отца к детям и детей к отцам и восстановит все в прежнее состояние [[old:mal:04:05|(Мал. 4:5)]]. Итак, ученики думают, что это было именно преображение славы, которое они видели на горе, и говорят: "Если Ты уже пришел в славе, то каким же образом не является Твой предтеча", тем более, что они видели, что Илия удалился. А когда они прибавляют: **Книжники говорят, что сначала Илия должен придти**, то говоря: **сначала**, они показывают, что если Илия не приходил, то, согласно Писанию, - не совершилось еще и пришествие Спасителя. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде** Обманывая народ, книжники говорили, что Он не Христос, ибо если бы Он был таковой, то Илия заранее пришел бы. Они не различали двух пришествий Христа: первого из них предтеча Иоанн, второго же - Илия. Это и Христос объясняет ученикам. Ибо слушай! //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И вопросиша Его ученицы Его, глаголюше: что убо книжницы. глаголют, яко Илии подобает приити прежде** Вполне убежденные в Божестве Его и исповеданием Петра, и Преображением, и голосом с неба, спрашивают: если Ты Христос, то почему книжники говорят, что прежде Христа должен прийти Илия? Как же он не пришел прежде Тебя? Так спросили ученики. Нужно знать, что Писание говорит о двух Пришествиях Христа, о совершившемся уже и о будущем. О том и другом учил и апостол Павел, говоря о первом: //явися//, – говорит, – //бо благодать Божия спасителная// ([[new:tit:02:11|Тит. 2:11]]); о втором: //ждуще блаженного упования и явления великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// ([[new:tit:02:13|Тит. 2:13]]). Предтечею первого был Иоанн, а предтечею второго будет Илия, о котором говорит пророк Малахия ([[old:mal:04:05|4:5-6]]): //послю вам Илию Фесвитянина,... иже устроит сердце отца к сыну//, т.е. который обратит сердца тогдашних иудеев к апостолам, чтобы они повиновались учению их и уверовали во Христа: потому что отцы апостолов – это иудеи. Но книжники, сливая оба Пришествия в одно и соединяя первое со вторым, учили народ только о втором, и потому они не принимали Христа, говоря, что прежде должен прийти Илия, а потом Христос. А теперь Христос ясно учит о двух Пришествиях. Обрати внимание: //Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его// [[new:mf:17:11|(Мф. 17:11)]]... //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде** Из видения Преображения Господня апостолы вполне убедились, что Иисус Христос есть тот самый Мессия, Который обещан миру. Но так как на основании буквального понимания пророчества Малахии о предтече Христовом [[old:mal:04:05|(4 гл. 5]] и [[old:mal:04:06|6 ст.)]]: //Я послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня//, — у Иудеев было верование, что прежде Мессии должен явиться пророк Илия и приготовить Ему путь, т. е. своею проповедию приготовить людей к принятию Его; то апостолы и спросили Иисуса Христа: **как же книжники**, т. е. еврейские ученые, законоучители [[new:mf:02:04|(2, 4)]], **говорят, что** (глаголют, яко) **Илии надлежит прийти прежде** Мессии? **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде** [[new:mk:09:10|(Мк. 9:10-11)]]. Вопрос, предложенный учениками во время схождения с горы, предполагает, что учение книжников, по которому до учреждения мессианского царства придет Илия, находилось в противоречии с тем, что ученики только что пережили, или с мыслями, какие появились у них вследствие преображения. Не явление Илии само по себе, а немедленное после явления исчезновение его, казалось, противоречило учению раввинов. Где же было место для деятельности Илии, когда Христос должен был скоро умереть и воскреснуть? На основании слов [[old:mal:04:05|Мал. 4:5]] ожидали, что Илия не только обратит отдельных израильтян и приготовит их ко дню откровения, но и будет содействовать восстановлению всей нации. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 10-13 **И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе** Когда апостолы услышали от Господа заповедь, – никому не рассказывать о преображении до Его воскресения, они в недоумении говорили друг другу: «Что это значит, воскреснуть из мертвых?» Книжники учили, что перед пришествием Мессии будет всеобщее воскресение мертвых и придет пророк Илия, а Господь говорит только о Своем воскресении... Не притча ли слова Его о воскресении? Однако же, апостолы не решились спрашивать об этом Господа, опасаясь, может быть, показаться невнимательными. Но, размышляя о скором открытии Царства Мессии, они остановились мыслью на явлении пророка Илии, которого только что видели на Фаворе. **И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде** Твоего пришествия и прежде воскресения мертвых? Вот, мы теперь совершенно веруем, что Ты – Христос, истинный Мессия; но как же нам думать о пришествии Илии? Сейчас мы видели Илию на Фаворе: считать ли это его явление за обещанное пророками, или ждать еще другого его явления? Господь и раньше говорил, что Его Предтеча Иоанн и есть возвещенный пророками Илия, но ученики еще неясно различали два пришествия Христова: Первое – во уничижении и Второе – во славе. Предтечей Второго будет действительно Илия, а Предтечей первого был Иоанн, которого Господь называет Илией не потому, что он был Илия, а потому, что он совершал служение в духе и силе Илии. Книжники смешивали пророческие изречения о двух пришествиях Христовых, и потому говорили, что если Иисус есть Христос, то прежде Его должен был прийти Илия. Вот почему фарисеи посылали и к Иоанну с вопросом: //«ты Илия?»// [[new:in:01:12|(Ин. 1:21)]]. В ответе ученикам Господь раскрывает учение о двух Своих пришествиях: **Иисус сказал им в ответ**: вы справедливо говорите, что Илия должен прийти предо Мною, Мессией. **Илия** древний, первый, **должен придти прежде** Моего Второго пришествия, как предсказано пророком Малахией: //«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием»// [[old:mal:04:05|(Мал. 4:5–6)]]. Илия действительно придет тогда, И должен **устроить все**. Он исправит неверие Иудеев тогдашних времен, расположит иудейский народ к учению Моему. Он устроит все это не славой только имени своего, но тем, что слава Моя до того времени распространится по всей земле и будет для всех яснее солнца. Но то будет перед Вторым Моим пришествием на Страшный Суд, на что и в пророчестве Малахии указывается: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». А теперь Я пришел не поразить землю, а спасти людей: //«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»// [[new:in:03:17|(Ин. 3:17)]]. **Но** об этом Первом Моем пришествии **говорю вам, что Илия** второй, новозаветный, **уже пришел**, действительно приходил, только не Фесвитянин, а Предтеча Мой, в духе и силе проповедовавший покаяние, – он приходил и исполнил свое служение, **и не узнали его**, не признали его Моим Предтечей, **а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них**. И Его они не узнают, но поступят с Ним по своей злой воле. Слова Господа были так ясны, что ученики не могли не понять их: **тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе**, причем им вспомнились и прежние слова Господа о том же. А называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образа жизни было обычным у Иудеев: ибо пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а Иудеев – князьями содомскими и сынами ефиопов, именно из-за образа жизни их. Ибо «как Илия будет предтечей Второго пришествия, так Иоанн был предтечей Первого» (свт. Иоанн Златоуст). //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]