[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **Глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его; но сотвориша о нем, елика восхотеша: тако и Сын человеческий имать пострадати от них. Тогда разумеша, яко о Иоанне рече им** Хотя об этом не говорили ни книжники, ни писания, но так как апостолы стали уже проницательнее и внимательнее к словам, то скоро поняли. Откуда же узнали об этом ученики? Прежде им было сказано: //той есть Илиа хотяй приити// [[new:mf:11:14|(Мф. XI, 14)]], а здесь говорится, что уже пришел; и опять: //Илиа приидет и устроит вся// [[new:mf:17:11|(Мф. 17:11)]]. Но не смущайся и не считай за ошибку, когда в одном месте говорится, //приидет//, а в другом: **пришел**. Все это справедливо. Когда Христос говорит: //Илиа приидет, и устроит вся// [[new:mf:17:11|(Мф. 17:11)]], разумеет самого Илию и будущее обращение иудеев; а когда говорит: //той есть хотяй приити//, то по образу служения называет Иоанна Илиею. Подобно этому пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а иудеев князьями содомскими и сынами ефиопов, и именно по образу жизни их. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но не по одной только указанной причине Христос везде именует его Илиею, но и для того, чтобы показать, что Он говорит совершенно согласно с ветхим заветом, что пришествие это совершилось по пророчеству. Потому и присоединяет: **прииде, и не познаша его, но сотвориша о нем вся, елика восхотеша**. Что такое значит, **вся елика восхотеша**? Ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. **Тако и Сын человеческий имать пострадати от них**. Видишь, как благовременно Он опять напоминает им о страдании? Он уже утешил их страданиями Иоанна; и не этим только, но и тем, что вскоре начинает совершать великие чудеса. Когда говорит Он о страданиях, то тотчас же творит чудеса; и, как можно заметить, Он и прежде слов этих и после, и вообще при всяком случае поступал так. //Тогда начат сказовати, яко подобает Ему ити во Иерусалим, и много пострадати, и убиену быти// [[new:mf:16:21|(Мф. XVI, 21)]]. Когда же? Тогда, как исповедывали, что Он Христос и Сын Божий. И еще на горе напоминал им о страданиях, когда показал им чудное видение, и когда о славе Его разговаривали пророки. Окончивши историю об Иоанне, Он присовокупил: **тако и Сын человеческий имать пострадати от них**; и немного спустя, когда изгнал беса, которого ученики не могли изгнать, живущим им в Галилеи, рассказывает евангелист, //рече им Иисус: имать Сын человеческий предан быти в руце человек грешник, и убиют Его, и в третий день востанет// [[new:mf:17:22|(Мф. XVII, 22-23)]]. Так поступал Он для того, чтобы величием чудес уменьшить чрезмерность печали, и чтобы как-нибудь их утешить. Так и здесь, напомнивши о смерти Иоанновой, доставил им великое утешение. Если же кто спросит: почему Он и теперь не послал Илию, когда столько благодеяний свидетельствуют о Его пришествии? - отвечаем: потому, что и теперь признающие Христа за Илию не уверовали в Него; и ясно говорится: //одни Тебя почитают Илиею, другие Иеремиею// [[new:mf:16:14|(Мф. XVI, 14)]]. Но между Иоанном и Илиею не было иного различия, как только по времени. Как же, спросишь ты, тогда уверуют? Он устроит все не славою только имени своего, но и тем, что слава Христа до того времени успеет весьма распространиться и будет для всех яснее солнца. Потому, когда он придет после того, как уже распространится высокое мнение о Нем и ожидания, и станет проповедовать Иисуса, то его благовестие примут с охотою. Когда Христос говорит: **не познаша его**, то этим и извиняет, по-видимому, врагов Своих, и утешает учеников. Кроме того, утешает этих последних еще и тем, что указывает на неповинное Свое страдание, и прикрывает скорби двумя знамениями: бывшим на горе и тем, которое имеет быть. Услышав это, они не спрашивают Его, когда Илия придет - или потому, что угнетены были скорбью о страдании, или потому, что боялись. Часто случалось, что как скоро замечали, что Он не хотел говорить о чем-нибудь ясно, переставали любопытствовать. Когда, находясь в Галилее, Он сказал: //имать Сын человеческий предан быти, и убиют Его//, то они, присовокупляет евангелист, //скорбни быша зело//, что два евангелиста поясняют таким образом: Марк - //не разумеваху глагола, и бояхуся Его вопросити// [[new:mk:09:32|(Мк. IX, 32)]]; Лука - //яко бе прикровен от них, да не ощутят Его, и бояхуся вопросити Его о глаголе// [[new:lk:09:45|(Лк. IX, 45)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** См. Толкование на [[new:mf:17:11#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 17:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** См. Толкование на [[new:mf:17:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 17:11]] ===== Ориген ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** Ученики, взошедшие с Иисусом [на гору], вспомнили то, что книжники передавали об Илии, что он, придя до пришествия Христова, приготовит для Него души тех, кто примет Его. Видение на горе, во время которого явился и Илия, как казалось, не соответствует сказанному, поскольку оказалось, что Илия пришел к ним не до Христа, а вместе с Ним. Поэтому они так говорят, думая, что книжники лгут. На это Спаситель отвечает, не отвергая того, что передают об Илии, но говоря, что было другое явление Илии до Христа, неизвестное книжникам, во время которого, не узнав Его, они оказались соучастниками того, что Ирод заключил его в темницу и убил его, и сделали с ним, что хотели. Затем Он говорит, что претерпит от них подобное тому, что они сделали с Илией. Ученики спрашивали об Илии, и Спаситель ответил. Но, услышав слова Спасителя, что «Илия уже пришел» и так далее, они поняли, что они относятся к Иоанну Крестителю. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** См. Толкование на [[new:mf:17:11#evfimij_zigaben|Мф. 17:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** См. Толкование на [[new:mf:17:11#prot_ioann_buxarev|Мф. 17:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** ([[new:mk:09:13|Мк. 9:13,]] — нет слов //“и не узнали его”// и опущен конец стиха). Иисус Христос говорит, что пришел Илия, разумея Иоанна Крестителя. Иоанн, не будучи Илией в собственном смысле, несомненно, пришел в духе и силе Илии [[new:lk:01:17|(Лк. 1:17)]]. В этом последнем смысле и называет Иоанна Илией Спаситель. Что Иоанн не был признан или, лучше, узнан, как Илия, это понятно. Затруднительнее понять выражение **“поступили с ним, как хотели”**. Здесь, конечно, намек на исторические обстоятельства смерти Крестителя, но, может быть, и на противоположность жизни первого Илии и второго. С первым Илией люди не могли поступать, как хотели. Он был взят живым на небо. Иоанн — казнен. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них** См. Толкование на [[new:mf:17:10#troickie_listki|Мф. 17:10]] [<10>]