[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-5 **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает** Что же говорит им Христос? Он раскрывает их совесть, и отвечает на их чувствования, а не просто на слова. **Призвав отроча, рече: аще не обратитеся и будете, яко отроча сие, не внидете в царствие небесное** [[new:mf:18:02|(ст. 2 и 3)]]. Вы доискиваетесь, говорит, кто больше, и спорите о первенстве. Я же говорю: кто не будет ниже всех, тот недостоин царствия небесного. И прекрасный представляет пример. Но и не представляет только, а на самом деле поставляет посреди их отрока, пристыжая самым тем, что видят они пред собой; убеждает быть столько же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокою добродетелью простоты, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты. Когда мы не имеем этих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно. Младенца хотя бы поносили, хотя бы наказывали, хотя бы хвалили, хотя бы честили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, и в последнем не гордится. Видишь ли, как Он опять призывает нас к добрым естественным делам, показывая, что их можно совершать по свободному произволению? Этим искореняет Он и нечестивое учение манихеев. В самом деле, если природа есть зло, то почему же Он почерпает из нее примеры любомудрия? Что ж касается до дитяти, которое было поставлено пред учениками, то, по моему мнению, это было дитя в полном смысле, свободное от всех указанных страстей, - дитя чуждое и гордости, и тщеславия, и зависти, и сварливости, и всех подобных страстей, - дитя украшенное многими добродетелями, как-то: простосердечием, смирением, спокойствием, и которое ни одною из этих добродетелей не гордится; а это, т. е. обладать качествами и, между тем, не надмеваться ими, свойство высокой мудрости. Потому-то Христос привел его и поставил посреди. Но и этим не ограничил Он Своего наставления, а простер его еще далее: **и иже аще приемлет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет** [[new:mf:18:05|(Мф. XVIII, 5)]]. Не только, говорит Он, если сами вы таковыми будете, получите великую награду, но даже если ради Меня будете почитать таковых, то в награду за почтение к ним назначаю вам царство. Даже выражает более того: **Мене**, говорит, **приемлет**: так Мне любезно смирение и простосердечие! Под именем младенца здесь Он разумеет людей столько же простодушных, смиренных, отвергаемых и презираемых людьми обыкновенными. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них** См. Толкование на [[new:mf:18:01#svt_luka_krymskij|Мф. 18:1]] ===== Прп. Георгий Задонский ===== **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них** См. Толкование [[new:mf:18:01#prp_georgij_zadonskij|Мф. 18:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 //**Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное**// **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал** Он поставил или просто дитя какое-либо, чтобы представить возраст и указать подобие невинности, или, может быть, Он поставил среди них Себя самого, как дитя, потому что Он пришел послужить, а не для того, чтобы Ему служили, так что Он подал им пример смирения. Другие под дитем имеют в виду Духа Святого, которого Иисус вложил в сердца учеников Своих, чтобы гордость их превратить в смирение. **истинно говорю вам, если не обратитесь **[не изменитесь]** и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное** Апостолам не заповедуется, чтобы они обратились в детство по возрасту, но по невинности, т. е. чтобы они имели через продолжительное упражнение то, что дети имеют по возрасту своему, и чтобы они были детьми не в мудрости, а в злобе. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 2-4 **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди их и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном** Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: "**если не обратитесь**", показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И призвав Иисус отроча, постави е посреди их** Марк ([[new:mk:09:36|9:36]]) говорит: //и объем е, рече им//, а Лука ([[new:lk:09:47|9:47]]): //постави е у Себе//. Все это было: прежде всего поставил его посреди них, затем – подле Себя, и потом обнял его. Примером дитяти желает потушить их страсть. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них** **Призвав, постави отроча** (дитя) для примера апостолам. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик антиохийский, прозванный, между прочим, также и вследствие сего Богоносцем. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них** [[new:mk:09:35|(Мк. 9:35-36;]] [[new:lk:09:47|Лк. 9:47)]]. Наставление и назидание дается не одним только словом, но и примером. Так — часто в обыкновенной жизни; подобные же, высочайшие и в полном смысле классические (если можно так выразиться), способы наставлений и научения употреблялись и Христом. Настоящий пример, Им избранный, отличается крайней простотой; но он подразумевает целый переворот в тогдашнем мышлении и воззрениях, и указывает на него. Истина, которая запечатлевается в уме и сердце этим примером, отличается такою глубиной, что и в настоящее время не вполне и всеми понимается. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них** См. Толкование на [[new:mf:18:01#troickie_listki|Мф. 18:1]] [<10>]