[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-14 **Прииде бо Сын Человеческий спасти погибшаго. Что вам мнится; Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия; и аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих** **Прииде бо Сын человеческий спасти погибшаго**. Вслед за этим представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в которой показывает, что и сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. **Что вам мнится**, говорит Он, **аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять, и шед в горы ищет заблуждшую? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих** [[new:mf:18:12|(ст. 12-14)]]. Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя пещись о низких по состоянию братьях наших? Итак, не говори, что такой-то кузнец, сапожник, земледелец - человек глупый и потому достоин презрения. Чтобы тебе не подвергнуться этому злу, посмотри, как многими доказательствами убеждает тебя Христос умерять самого себя, и прилагать попечение о тех людях. Он поставил дитя посреди и сказал: //будите яко дети//, и: //иже аще приемлет отроча таково, Мене приемлет// [[new:mf:18:05|(ст. 5)]]. А кто соблазнит, тот подвергнется жесточайшему наказанию; и сказав: //уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей// [[new:mf:18:06|(ст. 6)]], не удовольствовался этим, но присовокупил еще: //горе человеку тому, имже соблазн приходит// [[new:mf:18:07|(ст. 7)]], и повелел удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради ангелов, которым вверены эти меньшие братия, заставляет нас почитать их, и собственною волею и страданием побуждает нас к тому (потому что когда говорит: //прииде Сын человеческий спасти погибшаго//, то указывает этим на крест, как и Павел говорит о брате: //за него же Христос умре//, - [[new:rim:14:15|Рим. XIV, 15]]), и волею Отца, потому что и Ему не угодно, чтобы кто-либо от малых погиб. И наконец употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшей, и когда найдет ее, весьма радуется о обретении и о спасении ее. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** **«Прииде... Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго»**. Кто сей погибший? Один ли это какой-нибудь человек? Без сомнения, не один, а многие. Нельзя думать, чтобы Сын Божий соделался Сыном человеческим для спасения одного только человека. Много ли же погибших, которых Он пришел спасти! И есть ли сверх их человеки непогибшие, которые не требуют от Него спасения? На сие говорит Апостол Петр: //«несть... иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам»// [[new:act:04:12|(Деян. IV. 12)]]. И Апостол Иоанн //«свидетельствует, яко Отец посла Сына Спасителя миру»// [[new:1in:04:14|(1 Иоан. IV. 14)]]. Если Апостолы свидетельствуют, что всякий человек может спастись не иначе, как именем Иисуса Христа; что Бог Отец послал Его спасти весь мир; Сам же Он говорит, что пришел спасти **«погибшаго»**: то не должно ли заключить, что под именем **«погибшаго»** надобно разуметь всякого человека, весь мир? Так точно. **//Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших. 1854 г.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** Почему же особенно должно остерегаться, чтобы не соблазнить кого-либо из верующих в Господа [[new:mf:18:06|(Мф. 18:6)]]? Потому, что Сам Сын Божий явился на землю во плоти именно с тем, чтобы найти и спасти погибшего. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** См. Толкование на [[new:mf:18:10#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 18:10]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** См. Толкование на [[new:mf:18:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 18:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Прииде бо Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго** Пришел Я, говорит, в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** Это — другая причина, почему не должно презирать или соблазнять других, — та, что Сам Господь сошел на землю для спасения их. Если Сам Бог так высоко ценит cпасение людей; то как же человек может презирать этим спасением? **Сын человеческий**, т. е. Он Христос (см. [[new:mf:08:20|20 ст. 8 гл.)]]. **Взыскати и спасти погибшаго** (погибшее) — то же, что погибших. Погибшими здесь называются люди, коснеющие во грехах и развращенные; называются они так, как потерянные для добродетели и блаженства, подобно тому, как погибшими или потерянными для себя мы называем те вещи, которые нами самими потеряны или у нас похищены, и мы уже не можем пользоваться ими. Мы, люди, сотворены Богом для блаженства; падением прародителей своих в раю мы лишены блаженства — погибли для блаженства. Но Господь Сын Божий сошел с неба для того, чтобы спасти нас от этой погибели и возвратить к первому блаженству. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** Многие экзегеты признают 11-й стих позднейшею прибавкою, заимствованною у [[new:lk:19:10|Лк. 19:10]]. По их мнению, вставкою этого стиха затемняется связь 10-го стиха с 12-м, без 11-го стиха совершенно ясная. Морисон, однако ж, говорит, что свидетельства о неподлинности этого стиха не превышают свидетельств о его подлинности, и последние встречаются в большей части древних рукописей, унициальных и курсивных, древних латинских и сирских переводах и Вульгате. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** См. Толкование на [[new:mf:18:10#troickie_listki|Мф. 18:10]] [<10>]