[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех** См. Толкование на [[new:mf:18:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:16]] ===== Свт. Амфилохий Иконийский ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Но, может быть, ты спросишь: «Если все таковые страсти успел уже посеять во мне диавол, то что я буду делать, обремененный и отягченный таким множеством беззаконий?» Кайся, брате, трудись в духовных подвигах, и опять поставлен будешь в прежнее твое состояние. Но скажешь: «Сомневаюсь, буду ли принят в покаяние, ибо осквернил святое Крещение и боготканную одежду очернил». Что ты осквернен – знаю, любезный! Впрочем, раскайся, и, я твердо уверяю тебя, ты будешь принят. Мы примирим тебя с Богом, не бойся. Имеешь спасение, имеешь покаяние. Только откажись от греховной своей работы. Чрез нас Сын Божий отверзает рай. Только покайся. Только обратись. Хотя мы, предстоятели, и сами грешники, но Христос Бог наш с величайшим благоволением вручил ключ от рая в руки нас, смиренных. **«Что свяжете на земли**, – говорит, – **будет связано на небесех. И что разрешите на земли, будет разрешено на небесех»** [[new:mf:18:18|(Мф 18:18)]]. Посему с упованием раскайся, и получишь прощение от Того, Кто имеет власть на земле отпускать грехи. **//Беседа о покаянии или о том, что не должно отчаиваться в спасении.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Чтобы не спросили, кто представляет Церковь и к кому надо обратиться как к Церкви, Спаситель открывает и говорит: это святые Апостолы и их святые наследники, ибо говорит святым Апостолам: Истинно говорю вамъ: **что вы свяжете на земле, то будетъ связано на небе; и что разрешите на земле, то будетъ разрешено на небе**. Этим Господь как бы предоставляет Страшный суд святым Апостолам. И на самом деле предоставляет [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19]]; [[new:mf:19:28|19:28)]]. Это Он сделал потому, что Он в них: //«во все дни до скончанiя века»// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Эта власть? Она дана им навеки: //«власть надъ нечистыми духами, чтобы изгонять ихъ, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь»// [[new:mf:10:01|(Мф. 10:1)]]. Обещано – исполнено: Спаситель дает Своим ученикам власть, какой мир не видел, власть над грехами, а этим и над смертью и Сатаной: //«Кому простите грехи, тому простятся; на комъ оставите, на томъ оставятся»// [[new:in:20:23|(Ин. 20:23)]]. Через охристовленных Духоносцев Господь благий непрестанно исполняет это чудесное и всерадостное обещание во всех мирах; и это через Свою Апостолькую Церковь, которая обнимает и охватывает все видимые и невидимые миры, и все человеческие существа в них. В Церкви, которая есть воплощенный Богочеловек, все высшие ценности уравнены: та же Истина, та же Правда, та же Любовь, все то же, ибо Бог Господь Тот же. Церковью, как телом Христовым, небо опущено на землю, и земля поднята на небо; Ангелы смешаны с людьми, и время повенчано с вечностью. Так явлено, что небо и земля, поднебесье и наднебесье, – один Божий мир. В нем господствуют те же самые Божественные законы и те же самые Божественные ценности. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Августин ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Мы слышали, как Господь увещевает об этом, да с таким тщанием, что Сам добавляет: **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.** Как ты начинаешь принимать брата твоего за чужого, так связываешь его на земле; только смотри, чтобы было это справедливо. Несправедливые узы справедливостью разрываются. А когда обличишь его и придешь к согласию с братом твоим, ты разрешишь его на земле. Разрешишь **на земле, будет то разрешено и на Небе**. Большое дело сделаешь - не себе, а ему: ибо он много навредил - не тебе, а себе. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Так как он сказал: //Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь// [[new:mf:18:17|(Мф. 18:17)]], то со стороны непослушного брата могло последовать или тайное возражение, или скрытая мысль такого рода: "Если ты меня презираешь, то и я тебя презираю; если ты меня осуждаешь, то будешь осужден и по моему приговору". [В виду этого] Он дал апостолам власть, чтобы осуждаемые ими знали, что приговор человеческий поддерживается приговором Божественным, и что бы ни было связано на земле, то связывается равным образом и на небе. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Мне кажется, хорошо подходят к тому, кто после троекратного увещания осужден //как язычник и мытарь// (см. [[new:mf:18:17|Мф. 18:17]]), слова: **Истинно говорю вам** (то есть посчитавшим кого-то язычником и мытарем), что вы свяжете на земле и так далее. Ибо справедливо трижды увещавший и не услышанный связал того, кого осудили как язычника и мытаря. Поэтому он, связанный и осужденный им, остается связанным, и никто на небе не отменит решения связавшего. Так и тот, кого увещали один раз, сделав достойное освобождения, разрешенный увещанием освободившего его и уже не связанный цепями своих грехов, о которых его увещевали, будет справедливо судим и теми, кто на небесах. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Аминь (бо) глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех** Повелев сказать, наконец, Церкви, т.е. предстоятелям Церкви, теперь направляет речь к ним, говоря: **елика аще свяжете на земли** и пр. Это Он сказал (гл. 16) и Петру; там найди и объяснение. Смысл этого изречения такой: всякое решение ваше на земле Бог утвердит на небе, отсечете ли вы неизлечимых от Церкви, или же раскаявшихся после опять примете. А этим Он угрожал не для того, чтобы это случилось, но для того, чтобы всякий, устрашенный и отсечением от Церкви, и определением Божиим, избежал бы этого. Для того Он и установил первый, второй и третий суд, и только после этого считал его достойным отвержения, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, – а если презрит этот, страшился бы третьего, – а если не уважит и этого, то ужаснулся бы страшного отсечения и еще более страшного высшего суда, и все-таки исправился бы. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** В этих словах Господь обещает апостолам власть управления в церкви — власть, например, разрешать или не разрешать грехи, дозволять или не дозволять быть в церкви или обществе верующих, и обещается, что не дозволенное ими в церкви не дозволено будет и Самим Богом, а разрешенное будет разрешено. Здесь Господь обещает всем апостолам ту же власть, которую прежде обещал одному из них — Петру [[new:mf:16:19|(19 ст. 16 гл.)]]. «Смотри, — замечает при этом св. Златоуст, — каким бедам подвергает Господь упорного — и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от церкви, и опасностью быть связанным на небесах, смягчился и оставил гнев». Относительно же власти, данной от Господа апостолам и их преемникам — пастырям, он же пишет: «Иереи обитают еще на земле, и допущены распоряжаться небесным, получили такую власть, какой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам: что священники определяют долу, то Бог утверждает горе». — Католики видят в словах, сказанных Господом ап. Петру: //дам тебе ключи царствия// и пр. [[new:mf:16:19|(16, 19)]], — преимущество власти его пред прочими апостолами; но это неверно: потому что то же самое, что обещано Петру, обещано и всем апостолам и даже в совершенно одинаковых словах, как это весьма ясно открывается в изъясненных сейчас словах Христа, которые Он сказал всем апостолам. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:18:15#prot_ioann_buxarev|Мф. 18:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе** Подобные же слова сказаны были одному Петру в [[new:mf:16:19|16:19]] и имеют тот же смысл. Вместо “что” (о) [[new:mf:16:19|16:19]] здесь όσα — также средний род и указывает на действия, а не на лица. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 18-22 **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз** Изгнанный из Церкви, непрощенный, неразрешенный, связанный властью Церкви здесь, на земле, человек, преданный анафеме, предстанет и в другой мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. Господь говорит Своим апостолам: Я обещал Петру власть связывать и разрешать; ту же самую власть, то же Божественное право даю и всем вам; Петр есть только первый между равными. **Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе;** кого вы отлучите от Церкви, тот будет отлучен и Мной, **и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе**; кого вновь примете в общение Церкви через покаяние, того и Я приму, как чадо Мое. Всякое решение ваше будет утверждено на Небе. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – каким бедам подвергает Он упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозой, т.е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на Небесах, смягчился и оставил гнев. Так Спаситель установил первый, и второй, и третий суд, а не сразу отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и его, то устрашился бы третьего; если же не уважит и этого, то ужаснулся бы будущего наказания, определения и суда Божия». Какие великие права дает Господь апостолам, а в их лице и всем их преемникам – пастырям Церкви! Кто может прощать грехи, кроме единого Бога? Но вот, воплотившийся Сын Божий дает это Божественное право всем предстоятелям Церкви, и по воскресении Своем еще раз подтверждает: //«примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»// [[new:in:20:22|(Ин. 20:22–23)]]. Поистине – Божественное право! «Иереи, – говорит святитель Златоуст, – обитают еще на земле, а допущены распоряжаться Небесным, получили такую власть, какой Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Ибо не Ангелам сказано: **«что вы свяжете на земле»**... Имеют власть вязать и начальствующие на земле, но только одни тела; а эта власть касается самой души и восходит до Неба, ибо что священники определяют долу, то Бог утверждает горе, и Владыка согласуется с мнением Своих рабов». «Отец весь суд дал Сыну: теперь вижу, – продолжает святитель Златоуст, – что Сын весь суд сей отдал священникам... Священники Нового Завета получили власть не свидетелями быть очищенных, как ветхозаветные священники, а очищать, притом не проказу тела, а скверну души». Во всяком добром деле, как бы говорит Господь, особенно в деле спасения души, в делах любви, Я всегда готов помочь вам. Если средства совета, увещания, запрещения не действуют, не ведут к примирению, то просите у Меня помощи в борьбе с враждой, знайте, что Я всегда слышу вас, всегда пребываю с вами. Только было бы среди вас единодушие и любовь. **Истинно также говорю вам, что если двое из вас**, хотя бы только двое из вас, верующих в Меня и живущих по вере, **согласятся на земле просить** у Меня **о всяком деле, то, чего бы ни попросили** (если только просимое Богу угодно и вам полезно, веруйте, что получите просимое), **будет им от Отца Моего Небесного**. Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете (мысли Филарета, митр. Московского). Если каждый о себе только молиться будет, то каждый и останется только со своей молитвой, хладный с хладной, немощный с немощной; но если каждый будет молиться со всеми и за всех, то каждый будет подкрепляем в своей молитве многомощной молитвой всей Церкви. Положи каждый свою лепту молитвы в сокровище единодушной молитвы церковной и сокровище это будет достаточно, чтобы и тебе вместе со всеми приобрести безценный бисер благодати. Единодушное усердие многих в молитве увеличит силу каждого и всех. **Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое**, где собрались двое или трое с Моим именем в сердце и на устах для молитвы, прошения или прославления, с верой в Меня и с любовью ко Мне, желая исполнить во всем единую волю Мою и благоугождать Мне доброй жизнью, **там** и **Я** пребываю **посреди них**, как глава верующих в Меня, если они достойны этого. Я Сам исполню их прошения. Но если они соберутся с целями, Мне не угодными, противными Моей воле, то услышат от Меня: //«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Не знаю вас!»// [[new:lk:06:46|(Лк. 6:46)]]. Господь говорит о соборной молитве: «где двое или трое» – для того, чтобы и малый по нужде собор церковный не почитал себя слишком недостаточным для участия в обетовании Господнем, и чтобы тем более уповал на обетование Собор великий (мысли свт. Василия Великого). «Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Его, как не во святом храме? – учит Филарет, митрополит Московский. – Итак, Он здесь благодатно присутствует среди нас, а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно. В этом заветном слове обетования: «там Я» (пребываю) «посреди них», Господь положил неоскудевающее начало славы для храмов христианских, которые для того и существуют, чтобы собирать верующих во имя Его. Здесь Он посреди нас в слове Евангелия, в облаке Таинств, в духе и пламени молитв единодушных. А где Бог и прославленный Богочеловек, там и Небо, всегда исполненное славы». «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Он еще разрушает вражду и мирит враждующих: после угроз против вражды Он возвещает великие награды за согласие. Единодушные приклоняют (склоняют) Отца на то, чего просят, и Христос пребывает среди них». Но почему же не все и не всегда получают просимое? «Потому, – отвечает святитель Златоуст, – что есть много причин, которые препятствуют получать: не получают или потому, что часто просят безполезного; или потому, что недостойны того, чтобы слушали их, поелику не делают со своей стороны того, что от них требуется, а Спаситель ищет таких молитвенников, которые бы уподоблялись апостолам, почему и говорит: двое из вас, т.е. добродетельные и ведущие жизнь Евангельскую; или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено; или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить милость невозможно, хотя бы не только они сами, но и другой, даже имеющий дерзновение, ходатайствовал за них. Если же все эти требования исполнены, если ты и полезного просишь, и жизнь ведешь апостольскую, и делаешь все, что от тебя требуется, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве, ибо Господь человеколюбив». В благоговейном внимании слушали апостолы это учение Христово о любви и всяческом искоренении греха, соблазна и вражды среди Его последователей. Когда Господь изрек Свое обетование пребывать среди верующих, союзом любви связанных во имя Его, апостол Петр прервал Его речь вопросом, который обнаружил в нем еще недостаточное понимание учения о примирении и прощении. **Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи!** наши книжники говорят: человека, согрешившего против ближнего, прощают раз, прощают два, прощают три, но в четвертый раз не прощают. Что думаешь Ты об этом? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел по троекратном обличении отлучить, а для раскаивающегося не положил никакого предела, но повелел принимать его. Итак, **сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?** Если он по обличении раскаивается? **до семи ли раз?** Петр увеличил более чем вдвое число раз по сравнению с учением книжников, думая похвалиться любовью к ближнему и показаться великодушным. Но вместо похвалы услышал от Господа отеческое вразумление; **Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз**, – прощай несчетно. Сколько бы раз ни согрешил брат, если кается, прости его. Это ваша всегдашняя и непрерывная обязанность... Сколько утешения проливает в сердце грешника эта заповедь Христа нашего Спасителя! «В печали о грехах, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – влекомые к отчаянию, да не престанем воспоминать, что Господь заповедал Петру прощать согрешающему седмьдесят крат седмерицею, а Кто такую заповедь передал другому, Тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает...» – «Мне все прощено, а потому, что я всем и всех прощал», – спокойно сказал один умирающий инок, когда братия удивлялись его спокойствию, ибо знали, что он провел свою жизнь без особенных подвигов. Он никогда никого не осуждал, – напротив, всем и все прощал. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]