[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **Паки же глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их** Смотри, как еще Он разрушает вражду, истребляет мелкие расчеты и мирит враждующих, - не возвещением только казни, но и представлением благ, от любви проистекающих. После вышесказанных угроз против вражды, Он возвещает великие награды за согласие. Единодушные преклоняют Отца на то, чего просят, и Христос пребывает среди их. Но что же? Ужели нет нигде и двух, между собою согласно живущих? Есть, конечно, во многих местах, а может быть, и везде. Почему же они не все получают? Потому, что есть много причин других, которые препятствуют получать. Не получают например потому, что часто просят бесполезного. И чему же дивиться, если так бывает с другими, когда то же самое испытал и Павел: //довлеет ти//, - сказано ему, - //благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается// [[new:2kor:12:09|(2 Кор. XII, 9)]]? Не получают потому, что недостойны того, чтобы слушали их, не делая с своей стороны того, что от них требуется; а Спаситель ищет таких молящихся, которые бы уподоблялись апостолам, почему и говорит: **(два) от вас**, т. е. добродетельные и ведущие жизнь ангельскую. Или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено, именно говорится: //молитеся за враги ваша// [[new:mf:05:44|(Мф. V, 44)]]. Или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить невозможно, хотя бы не только они сами просили, но и даже другой, имеющий дерзновение к Богу, ходатайствовал за них. И Иеремия, молившийся за иудеев, услышал в ответ: //ты не молися о людех сих, не услышу бо тебя// [[old:ier:11:14|(Иер. XI, 14)]]. Если же все эти требования исполнены, то есть: если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, - то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив. Далее, так как Спаситель сказал: **от Отца Моего**, то, чтобы показать, что и Он сам есть податель, а не один Отец, присовокупил: **идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их** [[new:mf:18:20|(ст. 20)]]. Итак, что же? Неужели не случается, чтобы двое или трое собрались во имя Его? Случается, но редко. Христос не просто говорит о собрании, и не его только требует, но главным образом, как я и выше сказал, вместе с тем другой добродетели; а потом уже и этого также непременно требует. Слова Его имеют такой смысл: если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему, и если притом имеет другие добродетели, с тем Я буду находиться вместе. Но мы видим, что многие имеют другие побуждения к любви: один любит потому, что его самого любят; другой потому, что его уважают; иной потому, что ближний в некотором житейском деле был для него полезен; а четвертый почему-нибудь другому. Но трудно найти такого, который бы любил ближнего искренно и как должно - для Христа. Большинство соединены друг с другом только житейскими делами. Павел не так любил: он любил для Христа; потому-то, хотя и не был любим так, как сам любил, однако не ослаблял любви своей, а дал ей укорениться в себе. Не такова нынешняя любовь. Если мы исследуем все причины любви, то найдем, что у большинства они отличаются от указанной. И если бы кто позволил мне в этом многолюдном собрании учинить такое исследование, то я показал бы, что весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду. Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня. Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, - ни клеветы, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: //любы николиже отпадает// [[new:1kor:13:08|(1 Кор. XIII, 8)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** Какое значение для Бога имеет единодушие и согласие братьев, мы можем судить по тому факту, что Господь ясно говорит: Отец Небесный даст все просимое, если двое или трое в согласии будут просить. Ничего нет милее Богу, чем мир между братьями; ничего нет лучше, чем единодушие и согласие, о чем написано: //Как хорошо и как приятно жить братьям вместе// [[old:ps:132:01|(Пс. 132:1)]]! И еще: //Велик мир среди любящих имя Твое и нет им преткновения// [[old:ps:118:165|(Пс. 118:165)]]. Да и в другом месте: //Бог дает нам жить в согласии в доме//. О том же свидетельствовал и Исайя: //Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас// [[old:is:26:12|(Ис. 26:12)]]. О том, что согла сие братьев приятно Богу, Святой Дух изрек через Соломона, говоря: //Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми; это - единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою// (Сир. 25:1-2). Потому справедливо Господь в этом месте и говорит, что когда двое или трое собираются вместе на земле, то Отец даст все, о чем станут просить. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** **Аминь глаголю вам**, глаголет Христос Спаситель, **яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех**. Что значит, что двум обещает Он сие, а не одному? Хочет вразумить нас чрез сие, что в молитве единодушное усердие многих увеличивает силу каждого и всех. Уразумейте же и убедите себя, сколь великую помощь предприемлемому делу обрести можете, если столь многие, как бы едино и душою, и сердцем, совещаете о вещи, еяже просите от Отца Небеснаго. И согласно с сим разумением, просите Его единодушно, да дарует каждому из вас свет усмотреть истинно полезное для общества, решимость избрать оное, твердост держаться разумно избранного, проницательность, чтобы не обмануться ложными видами, благонамеренность, чтобы не увлечься пристрастием или своекорыстием, ревность к общему благу, чтобы не воздремать в лености, тогда как отечество обыкновенного требует бодрствования и деятельности. //**Из Беседы пред молебствием и присягою московского дворянства**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** Господь, зная о склонности человека к мечтаниям и высокомерию, не желает предавать нас [целиком] самим себе, даже если мы стяжали добродетельную жизнь и святость, но к нам, считающим самих себя недостойными в своих прошениях к Нему, изволяет присовокупить и других единодушных [братий], чтобы они совместно с нами призывали [Бога] и были [полностью] едины с нами [в своих устремлениях]. Ведь тот, кто молит [Бога] в одиночестве и получает по своим прошениям, часто впадает в гордыню, тогда как молящиеся совместно все остаются в состоянии смирения. Это часто случалось и со мной, когда я творил [молитву] вместе с другими [братиями], а потому я советую вам делать то же самое в своих прошениях к Богу, особенно если мы не знаем, есть ли воля Божия на наши будущие деяния или ее нет. Ибо когда двое или трое от всей души молятся о чем-либо или подвизаются в посте [ради этого], то часто на второй или третий день либо [даруется наставляющее нас] видение, либо сердце желающего свершить деяние удостоверяется [в правильности его]. Равным образом после молитвы удостаиваются правильного ответа и те, которые открывают [Писание в поисках такого ответа]. **//Вопросы и ответы.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** Всемогущество людей, в чем оно состоит? В Церкви, в апостольской молитве, которая ведет свое происхождение от Святой Пятидесятницы, от Духа Святого. Всемогуща только Духоносная апостольская молитва. А она вся в Церкви. И Апостолы Духом Святым имеют свое апостольство в Церкви. Поэтому только церковная молитва всемогуща. Когда двое согласятся Духом Святым в Церкви, тогда они получают все, что требуют, от Отца Небесного. Что это так, и что это действительно относится к святым Апостолам и их наследникам, видно из самых слов Спасителя, обращенных к Апостолам: **если двое изъ васъ согласятся**… **«Двое изъ васъ»**, не любые двое. По святым Отцам: **«двое изъ васъ»** значит: двое из вас добродетельных, ведущих ангельскую жизнь; живущих по-апостольски; имеющих апостольскую веру; являющихся апостольскими наследниками, – таковых молитва будет услышана человеколюбивым Господом. А такая молитва всегда соборная, всегда апостольская, всегда святая, всегда льется из всего существа Церкви, из всего Богочеловеческого тела Церкви, из всего Господа Христа. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 19-20 **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** Вся вышеприведенная часть речи призывает нас к согласию. Поэтому обещается и награда в Его словах, что Он будет посреди между двумя или тремя. Это напоминает пример одного правителя (juxta illud exemplum tyranni), который, посадив в заключение двух друзей, - из которых один хотел навестить свою мать и был выпущен под поручительство другого, - хотел испытать их верность таким образом, чтобы одного выпустить на свободу, а другого удержать. А когда отправившийся возвратился в назначенный день, то правитель, пораженный их взаимной верностью, просил, чтобы они двое приняли его третьим [в качестве друга]. Можем мы это понимать и в духовном смысле, - именно: когда дух, душа и тело находятся между собой в согласии и не имеют взаимно между собою разногласящих желаний [или: похотей], т. е. когда плоть не вожделеет вопреки духу и дух - вопреки плоти, то они получат от Отца все, о чем бы ни просили. Конечно, никто не должен сомневаться в том, что прошение может быть [только] о добрых делах, т. е. когда тело хочет иметь то, что дух. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 19-20 **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я (есмь) посреди их** Вводит нас этими изречениями в любовь. Запретив нам соблазнять друг друга, вредить и терпеть вред, теперь говорит и о согласии друг с другом. Под соглашающимися разумеются содействующие друг другу не во зле, но в добре, ибо смотри, что сказал: //"если двое из вас",// то есть верующих, добродетельных. И Анна, и Каиафа согласны были, но в том, что достойно порицания. Ведь часто бывает, что прося не получаем этого потому, что не имеем согласия друг с другом. Не сказал: "буду", ибо Он не намеревается и не медлит, но //"есмь"//, то есть тотчас оказываюсь там. Можешь думать, что и в том случае, если плоть и дух приходят в согласие и плоть не похотствует на дух, тогда Господь находится посреди. Соглашаются и три силы души - ум, чувство и воля. Но Ветхий и Новый Заветы, они оба согласны между собой; и среди них оказывается Христос, будучи проповедуем обоими. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** Согласие бывает главным образом двух видов: исправление одного и того же ума согласно одинаково мыслимым учениям и согласие мыслей относительно сходного образа жизни. Смотри, слова: **Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца** Иисусова, Сущего на небесах. И очевидно, что, где не будет им **от Отца Небесного о всяком деле, чего бы ни попросили**, там даже двое не согласились на земле. Именно это для нас причина того, что [Бог] не внемлет нам, когда мы молимся, — наше несогласие друг с другом на земле ни в учениях, ни в жизни. К тому же, если мы — тело Христово и //Бог расположил члены, каждый в составе тела//, чтобы //члены одинаково заботились друг о друге// и были в согласии между собой, и //страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены// [[new:1kor:12:18|(1 Кор. 12:18, 25-26)]], — мы должны сохранять согласие божественной музыки, чтобы, когда мы собрались во имя Христово, посреди нас стал Христос, Слово Божие, Мудрость Божия и Сила Его. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех** О, как много Он заботится о любви, повторяя в разных местах Евангелия речь о ней. И теперь, высказав сильные угрозы соблазняющим и неисправляющимся, несмотря на старания самих соблазненных, высказывает опять великие обещания любящим, то угрозами, то обещаниями собирая христиан к любви. Итак, говорит: если двое из вас, конечно, живущие в любви, согласятся просить у Бога чего-либо, то будут услышаны; если двое, то тем более многие. Но почему часто два какие-нибудь человека, живущие в любви и согласившиеся просить Бога о чем-либо, не бывают услышаны? Потому что они не подобны апостолам; а Спаситель не просто сказал: если двое согласятся, //но аще два от вас//, т.е. подобно вам добродетельные. Итак, они или не исполняют всего с своей стороны, или просят бесполезного, или приносят молитвы против оскорбившего, или молятся за недостойного, или вообще есть какая-либо другая причина, от которой зависит неуспех; но проводящие жизнь добродетельную, живущие в любви и согласившиеся просить тотчас получают, так как Обещавший лгать не может. Конечно, и один добродетельный человек, если попросит, будет услышан, – но не настолько, насколько двое согласившихся на это. Сказав: //будет има от Отца Моего//, далее показывает, что дает не только Отец, но и Он Сам. Поэтому и говорит затем: //идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их...// //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** Выше Господь указывал кару за вражду [[new:mf:18:15|(ст. 15-17)]]; здесь же Он указывает награду за мир и согласие, говоря, что единодушные преклоняют Бога Отца на то, чего просят, и Сам Христос пребывает cреди них. «Единодушное усердие многих в молитве увеличит силу каждого и всех. Это — награда за любовь друг к другу, любовь, соединяющую во имя Христово», — говорит один из учителей духовных. **Чего бы ни попросили, будет им**, т. е. чего бы ни попросили из того, что угодно Богу и полезно для самих просящих и для других их братий. Св. Златоуст так пишет по поводу этих слов Спасителя: «Есть много причин, которые препятствуют получить: или потому не получают, что часто просят бесполезного; или потому, что недостойны того, чтобы слушали их, поелику не делают с своей стороны того, что от них требуется; или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено, или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить невозможно. Если же все требования исполнены, т. е. если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:18:15#prot_ioann_buxarev|Мф. 18:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее (συμφωνεῖν) и с Богом. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного** См. Толкование на [[new:mf:18:18#troickie_listki|Мф. 18:18]] [<10>]