[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати** **"Не имел, чем заплатить"**, говорится. Что зна­чит: **"не имел, чем заплатить"**? Опять усиленное свидетельство о не­исправности (должника). Когда говорится: **"не имел, чем заплатить"**, говорится не что иное, как то, что он был чужд добродете­лей, не имел ни одного доброго дела, которое бы можно было вменить ему в отпущение грехов, потому что вменяются, не­сомненно вменяются, нам в отпущение грехов добрые дела, как и вера в правду: //"не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность"// [[new:rim:04:05|(Рим. 4:5)]]. И что говорю о вере и о добрых делах, когда и скорби вменяются нам в разрешение грехов? Это доказывает Христос прит­чею о Лазаре, когда вводит Авраама, говорящим богачу, что Лазарь //"получил в жизни свое злое"//, и за это //"ныне же он здесь утешается"// [[new:lk:16:25|(Лк. 16:25)]]. Доказывает и Павел, когда пишет к Коринфянам о прелюбодее, и говорит так: //"предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен"// [[new:1kor:05:05|(1 Кор. 5:5)]]. Вразумляя и других грешников, он говорил так: //"Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром"// [[new:1kor:11:30|(1 Кор. 11:30-32)]]. Если же вме­няются нам в оставление грехов и искушение, и болезнь, и немощь, и измождение плоти, которые мы терпим непроизвольно и не сами себе причиняем, тем более (вменяются) подвиги, совершаемые нами добровольно и с усердием. Но этот (дол­жник) был чужд всякого добра, а грехов имел невыноси­мое бремя; поэтому и говорится: **"как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать"**. Отсюда-то особенно можно узнать человеколюбие господина, что он и сделал расчет, и приказал продать его, потому что и то и другое сделал он для того, чтобы не продать его. Из чего это видно? Из конца. Если бы он хо­тел продать его, кто бы воспрепятствовал, кто бы удержал? Итак, для чего же он приказал, не имея намерения исполнить (этого приказания)? Для того, чтобы увеличить страх (должника). А страх увеличил угрозой для того, чтобы заста­вить его просить (о пощаде), а просить заставил для того, чтобы иметь случай к прощению. Мог он, конечно, простить его и до просьбы, но не сделал этого, чтобы должника не сделать худшим. Мог дать прощение и прежде расчета, но чтобы тот, не зная тяжести своих грехов, не сделался бесчеловечнее и жесточе к ближним, для этого наперед показал ему вели­кость долга, а потом простил ему все. В самом деле, если и после того, как сделан был расчет, показан долг, про­изнесена угроза и объявлен приговор, которому должен был подвергнуться (этот человек), он был так жесток и бесчеловечен к товарищу, то до какой бы жестокости не дошел он, когда бы ничего этого не было? Для того Бог сделал и устроил все это, чтобы предотвратить такое бесчеловечие его. Если же он ничем этим не исправился, то вина уже не в учителе, а в том, кто не принял исправления. **//Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.//** См. также Толкование на [[new:mf:18:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** Продажей жены и прочих обозначается полное отрешение и совершенное отпадение от [дарованных] Богом наслаждений. То есть продажа показывает отлучение от Бога. Ибо чужды Богу те, к кому обращено то суровое и печальное слово: //Отойдите от Меня, делатели беззакония, ибо Я не знаю вас// [[new:lk:13:27|(Лк. 13:27)]]. **//Фрагменты.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_grigorij_palama|Мф. 18:23]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** В то время по законам как римским, так и иудейским, обедневшего должника можно было продать в рабство вместе с его семьей. Одна овдовевшая женщина с воплем говорила пророку Елисею: //«раб твой, мой муж, умер... теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе»// [[old:4ts:04:01|(4 Цар. 4:1)]]. Таким образом, то, что царь повелевает сделать со своим рабом-должником, он повелевает по праву и по закону. Глубинный смысл сего царского приказа в том, что, когда наши грехи превосходят всякую меру, Бог лишает нас всех даров Святого Духа, делающих человека человеком. Приказал продать его означает, что грешник лишается своей Богом данной личности; и жену его – значит, что он лишается дара любви и милости; и детей – значит, что он лишается силы творить какое бы то ни было благо. И заплатить – означает, что все Богом данные дары от злого человека снова возвращаются к Богу как к Собственнику и Источнику всякого блага. //«Мир ваш к вам возвратится»//, – сказал Господь Своим ученикам [[new:mf:10:13|(Мф. 10:13)]]. **//Беседы на Евангелие. //** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_filaret_drozdov|Мф. 18:23]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** См. Толкование на [[new:mf:18:23#prp_iustin_popovich|Мф. 18:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** См. Толкование на [[new:mf:18:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 18:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** См. Толкование на [[new:mf:18:24#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 18:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати** Уплатить совершенно долг. Однако не из жестокости повелел это, а из сострадания, чтобы устрашенный таким приговором он просил и получил прощение. Если бы он не с этою целью произнес такой приговор, то и умоляющему он не простил бы долга. Но почему он не простил до продажи имущества? Потому что, получив так легко прощение, он не испытал бы величия милости. Поэтому и поставил его в крайнюю нужду, чтобы впоследствии он мог вспомнить, какого сам избежал суждения, и, наученный собственным несчастьем, сам был сострадателен к своему должнику. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** **Приказал продать его**. Так поступать с должниками предписано было законом Моисеевым [[old:lev:25:39|(Лев. 25, 39,]] [[old:lev:25:47|47)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:18:24#prot_ioann_buxarev|Мф. 18:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить** Права римских граждан известны были под техническим названием //caput//. Раб был лишен этих прав, и это означалось технической формулой nullum habet caput. “Раб был практически лишен всяких прав; то, чем он, по-видимому, обладал, было его собственностью больше из милости, чем по праву. Он был имуществом, и не мог быть субъектом, а только объектом права.” “Права господина были практически абсолютны. Так как имущество раба, его жена и дети считались также собственностью господина, то последний мог поступать с ними, как хотел” (Тренч). По иудейским законам рабы находились в несколько лучшем положении ([[old:lev:25:39|Лев. 25:39-55]]; см. также [[old:4ts:04:01|4 Цар. 4:1]] и проч.). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить** См. Толкование на [[new:mf:18:23#troickie_listki|Мф. 18:23]] [<10>]