[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая** **Товарищи его, видев происшедшее**, говорится, вознегодовали. Так товарищи осуждают прежде, чем господин, чтобы познал ты кротость господина. Услышав (об этом), господин его и, при­звав его, опять начинает с ним суд, и не просто так, про­износит приговор, но наперед входит в разбирательство. **//Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.//** См. также Толкование на [[new:mf:18:28#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:28]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_grigorij_palama|Мф. 18:23]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее** Кто эти товарищи, кои видели происшедшее и очень огорчились? Милостивые люди, духовным разумом познавшие, что Бог сотворил сему лукавому рабу, и своими очами видевшие нестерпимую злобу лукавого раба – и возопившие к Богу. Но это может относиться и к ангелам, которых можно назвать товарищами людей, поскольку и те, и другие призваны служить Богу и, кроме того, по словам Самого Спасителя, удостоившиеся Царствия Божия будут равны Ангелам [[new:lk:20:36|(Лк. 20:36)]]. Конечно, ни милостивым людям, ни ангелам не надо рассказывать Богу бывшее в мире, как бы для того, чтобы Бог о том узнал, ибо Всевышний Бог всеведущ и всевидящ, а все что и одни, и другие видят и понимают, они видят и понимают с Божией помощью. Почему же тогда говорится, что рабы увидели сделанное своим немилосердным товарищем и рассказали о том своему государю? Чтобы показать отзывчивость и сострадательность добрых людей и ангелов. Ибо сие есть воля Самого Бога, да радуются все Его верные, видя добро, и да огорчаются, видя зло. Итак, огорченные рабы Божии, придя, придя, рассказали государю своему все бывшее. **//Беседы на Евангелие. //** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_filaret_drozdov|Мф. 18:23]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее** См. Толкование на [[new:mf:18:23#prp_iustin_popovich|Мф. 18:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее** См. Толкование на [[new:mf:18:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 18:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее** Ангелы являются здесь как ненавидящие зло и любящие добро, ибо они сослужители Бога. Не как незнающему они говорят это Господу, но для того, чтобы ты научился, что ангелы - это наши защитники и что они негодуют на бесчеловечных. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая** Несострадательность не только Богу противна, но неприятна и добрым людям. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 31-34 **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга** Что означается в притче тем, что о немилосердном поступке прощенного заимодавца было пересказано царю, и он, укорив его в жестокости, тогда как сам был пощажен, подверг его наказанию? Это значит, что слезы непрощенных и обиженных нами доходят до Бога и свидетельствуют о нашем немилосердии к ближним, и Бог не прощает и нам самим грехов за наше немилосердие, а подвергает нас строгому суду и наказанию. Жестокий раб отдан был на мучение до тех пор, пока он не заплатит весь долг, но такого огромного долга, 10-ти тысяч талантов, он не мог заплатить всю жизнь. Это означает вечность мучений грешников. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Даже и для самих людей бывает неприятно видеть жестокость одних к другим; каково же это для милосердого Бога? **Товарищи** (клеврети) **его рассказали о жестокости раба государю**. Это обстоятельство в притче не имеет объяснения: Бог по Своему всеведению знает все несправедливости и обиды, причиняемые одним от других. Вообще (как уже замечено при объясн. [[new:mf:13:03|3 ст. 13 гл.)]], в притчах не должно объяснять каждую частность, но должно более смотреть на общую мысль притчи. Некоторые из толкователей (Дим. Вол.) разумеют под товарищами св. ангелов-хранителей наших, которые с болезнию и прискорбием видя жестокость нашу друг к другу, возвещают о том пред лицем Отца небесного. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Троицкие листки ===== **Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее** См. Толкование на [[new:mf:18:23#troickie_listki|Мф. 18:23]] [<10>]