[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:1 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския об он пол Иордана** Иисус, избрав сперва рыбаков, Сам потом закидывает сети и меняет места одно за другим. Для чего же? Не для того только, чтобы Своим пришествием больше приобретать боголюбцев, но, как думаю, и для того, чтобы освятить большее число мест. Он делается для Иудеев Иудеем, чтобы приобресть Иудеев, для подзаконных подзаконным, чтобы искупить подзаконных, для немощных немощным, чтобы спасти немощных. Он делается всем для всех, чтобы всех приобрести. Но что говорю: всем для всех? Чего Павел не захотел о себе сказать, то, как нахожу, понес на Себе Спаситель. Ибо Он не только делается иудеем, не только принимает на Себя всякие неприличные для Него и унизительные наименования, но, что всего неприличнее, называется даже грехом [[new:2kor:05:21|(2Кор.5:21)]] и клятвой [[new:gal:03:13|(Гал.3:13)]]. Хотя не таков Он на самом деле, однако же именуется. Ибо как быть грехом Тому, Кто освобождает и нас от греха? Как быть клятвой Тому, Кто искупает и нас от проклятия Закона? Но Он именуется так, чтобы и до этой степени показать Свое смирение, а тем нас научить смирению, которое ведет на высоту. Итак, Он делается, как сказал я, рыбаком, ко всем снисходит, закидывает сети, все терпит, чтобы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего в непостоянных и соленых волнах жизни. Для этого и теперь **«окончил слова сии, вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, 3а иорданской стороною»**. Приходит в Галилею, – и это во благо, чтобы //«народ, сидящий во тьме»//, увидел //«свет великий»// [[new:mf:04:16|(Мф.4:16)]]. Переходит в Иудею, чтобы убедились восстать от буквы и последовать духу. То учит на горе, то беседует на равнинах, то сходит в корабль, то запрещает бурям, иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными. Переходит с места на место Невмещаемый никаким местом, Безлетный, Бестелесный, Необъемлемый, Который один и тот же и был, и начинает бытие, был превыше времени и приходит, подчиняясь времени, был невидим и делается видимым. «Вначале был, у Бога был, и Бог был»; третий «был», самим числом подтверждаемое, Тот, Который «был», истощил, а то, чем «не был», воспринял, не составив через это двоих, но благоволив из двух сделаться Единым, потому что Бог есть то и другое, и принявшее и принятое, два естества, воедино стекшиеся, но не два Сына (да не бесчестится ложным толкованием это сорастворение!). Так велик Он! – Но что со мной? Опять ниспадаю до выражений человеческих. Ибо как можно назвать простое таковым? И не количеством велик? Но простите слову – орудию малому; я говорю о Высочайшем! Великий и Долготерпеливый – Естество неописуемое и бестелесное, потерпит и то, что говорим о Нем, как о теле, и употребляем изречения, далеко не соответствующие истине. Ибо, если Он принял плоть, то не погнушается и подобным словом. **//Слова. Слово 37.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския об он пол Иордана. И по Нем идоша народи мнози, и изцели их ту. И приступиша к Нему фарисее искушающе Его и глаголаша Ему: аще достоит человеку пустити жену свою по всяцей вине** Иисус Христос, часто оставляя Иудею по причине ненависти к Нему жителей, ныне опять приходит туда, так как приближалось время Его страдания. Впрочем в самый Иерусалим не входит еще, но посещает только пределы иудейские. **За Ним идоша народи мнози и исцели их** [[new:mf:19:02|(ст. 2)]]. Он не занимается исключительно ни одною только проповедью, ни одним только чудотворением, но то тем, то другим попеременно, представляя различные средства ко спасению неотлучным Своим последователям, чтобы посредством знамений приобресть доверие к Себе как учителю и веру к Своей проповеди, а посредством учения умножить пользу знамений. А это сделано Им было с тою целью, чтобы привести Своих слушателей к богопознанию. Заметь и то, что ученики вообще говорят о людях, следовавших за Иисусом, не называя по имени каждого из тех, которые исцелились. Они не говорят: такой-то или другой, но: **многие**, - чтобы научить смирению. Христос благодетельствовал и многим другим: исцеление немощи первых представляло случай к богопознанию последним. Только не фарисеям. Напротив, последние от этого еще более ожесточаются, и приходят к Нему с искушением. Так как они не могли уловить Иисуса Христа в делах, то предлагают Ему для разрешения вопросы. **Приступив**, говорится, **к Нему и искушающе глаголаша: аще достоит человеку пустити жену свою по всякой вине** [[new:mf:19:03|(ст. 3)]]? Какое безумие! Они хотели заградить уста Его своими вопросами, хотя уже видели доказательство такой Его силы! Когда фарисеи с Иисусом Христом много рассуждали о субботе [[new:mf:12:start|(Мф. XII)]], когда говорили, что Он богохульствует [[new:mf:09:03|(Мф. IX, 3)]], беса имеет [[new:in:10:20|(Ин. X, 20)]], когда укоряли учеников Его, по случаю прохождения их по насеянным полям, когда рассуждали о неумытых руках [[new:in:12:02|(Мф. XII, 2)]], - везде, заградив им уста и связав бесстыдный язык, Он таким образом отпускал их. И все-таки они Его не оставляют. Такова злость и такова зависть, - бесстыдна и дерзостна; хотя тысячу раз отразишь ее, она опять столько же раз будет нападать! Но заметь злость в самом вопросе. Не говорят Ему: Ты велел не оставлять жену, - потому что об этом законе уже говорено было; они не вспомнили этих слов, а с намерением удалились от них, и с коварным умыслом, желая более уловить Его и поставить в необходимость противоречить закону, - не говорят: для чего Ты установил тот, или другой закон? а как будто бы не было говорено ни о каком законе, - спрашивают: **аще достоит**? думая, что Он забыл Свои слова, и готовясь, если Он скажет, что следует отпускать, обратить против Него собственные Его слова и сказать: для чего же Ты говорил прежде не так? - а если повторит прежние свои слова, то противоположить ему закон Моисеев. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 1-2 **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** //О святыне брака и о бесстрастии// До того, как фарисеи приступили к Нему с искушением, Спаситель предлагает им доказательство Своего всеведения и всемогущества. И в Галилее, и в Иудее человек состоит из одной и той же материи, из тех же составных частей. Все человеческое известно Христу, и нет ничего в человеке, что могло бы представить неожиданность для Господа, что могло бы Его смутить и вызвать неправильное суждение о человеке. Нет вопроса, носимого человеком в своей душе, на который Господь не мог бы дать совершенного ответа. Один и тот же основной грех сущностью своей присутствует во всех человеческих душах и во всех человеческих телах. У милосердного Спасителя есть как любовь, так и могущество, чтобы спасти человека и от любого греха, и от всех болезней. Спаситель проявляет одинаковую любовь ко всем больным; а любой человек - больной, как только предстанет пред лицом Его. Человек в Галилее и человек в Иудее - рабы одной и той же болезни. С большой любовью Спаситель исцеляет и человека из Галилеи, и человека из Иудеи. Евангелист благовествует: //Когда Iисусъ окончилъ слова сiи, то вышелъ изь Галилеи и пришелъ въ пределы Iудейскiе за-Iорданскою стороною. За Нимъ последовало много людей, и Онъ исцълилъ ихъ тамъ// [[new:mf:19:12|(стих 12)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей; и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею** Из Галилеи Он пришел в Иудею; и вот партия фарисеев и саддукеев спрашивает Его: позволительно ли мужу давать развод жене своей по какой угодно причине. Это с тем, чтобы поставить Его в затруднение [так называемым] рогатым умозаключением (syllogismo), ибо что бы Он ни отвечал, Он мог быть пойман на словах. Если бы Он сказал, что жену должно отпускать по какой угодно причине и жениться на другой, то Он оказался бы проповедником того, что противоречит стыдливости. А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве, и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-2 **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** Господь снова приходит в Иудею, чтобы неверующие из жителей Иудеи не имели предлога оправдывать себя тем, что Он чаще посещал галилеян, чем их. Итак, за учением, по окончании беседы, опять следуют чудеса. Ибо нам должно и учить, и делать. Однако безрассудные фарисеи, в то время как им, при виде чудес, следовало бы уверовать, искушают Его. Выслушай: //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския обонпол Иордана** Пришел в иудейские страны, потому что приближалось время страданий Его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною** Когда Иисус закончил Свои поучительные речи в Галилее, Он перешел в Иудею. Так Он показал, что справедливый Господь любит одних рабов так, что не отвергает при этом других. Ведь как все должны воздавать Ему славу, как Господу, так и Он, как Господь, воздает всем им, как рабам, милость Свою. Если бы только одно место удерживало Его все время, то не мог бы Он быть Владыкой всех людей, а лишь части их. **Вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские**. Он покинул родную Галилею - место, где родился, словно бы солнце поднялось выше на востоке. Он пришел в Иудею - место, где Ему предстояло умереть, словно бы к закату солнца, заходящего в мире Его страдания. Все это для того, чтобы уже в другом месте явить нам новый восход Своим воскресением. Так что мы можем вторить апостолу: //древнее прошло, теперь все новое// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]. И множество людей последовало за Ним. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною** Иисусу Христу лежал путь из Галилеи в Иудею чрез Самарию; но Он сделал этот переход другим образом — **заиорданскою страною** (об он пол Иордана), т. е. перешед из Галилеи реку Иордан, восточным берегом его, Переею, Он пошел вниз, и тут, вероятно, близ Иерихона снова перешел Иордан и вступил в Иудею. Почему Господу угодно было так поступить, неизвестно. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** [[new:mk:10:01|(Мк. 10:1;]] [[new:lk:09:51|Лк. 9:51;]] [[new:in:07:10|Ин. 7:10)]]. Могут ли, действительно, эти три места служить параллелями [[new:mf:19:01|Мф. 19:1,]] это, конечно, служит только предметом догадок. Речь синоптиков отличается здесь такою краткостью, что трудно утверждать положительно, совпадают ли, в частности, их показания с [[new:in:07:10|Ин. 7:10]]. Но если такое совпадение может быть признано, то дело представится в следующем виде. Матфей пропускает рассказ [[new:in:07:02|Ин. 7:2-9]] (приглашение Христа Его братьями идти в Иерусалим на праздник кущей). Первоначально Христос, по Иоанну, отказался от этого путешествия. Но когда братья Его ушли в Иерусалим, то и Он пришел туда на праздник (кущей) не явно, а как бы тайно. Думают, что об этом именно путешествии и говорит [[new:mf:19:01|Мф. 19:1]] и [[new:mk:10:01|Мк. 10:1]]. Затем у Иоанна идет рассказ о самом пребывании Христа на праздник кущей [[new:in:07:11|(7:11 -53)]], женщине, уличенной в прелюбодеянии [[new:in:08:01|(8:1-11)]], бесед с иудеями [[new:in:08:12|(8:12-59)]], исцелении слепорожденного [[new:in:09:01|(9:1-41)]], добром пастыре [[new:in:10:01|(10:1-18]]), распре между иудеями относительно личности Христа и намерении их Его убить [[new:in:10:19|(10:19-39)]]. Дальнейшие слова Иоанна //“и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там”// [[new:in:10:40|(10:40)]] могут совпадать с [[new:mk:10:01|Мк. 10:1]] καί πέραν του Ιορδανού (буквально: //“за Иордан”//). Здесь Иоанн, так сказать, прервавши речь синоптиков [[new:mk:07:02|7:2]]-[[new:mk:10:40|10:40]], в свою очередь прерывается ими, и именно рассказом [[new:lk:09:51|Лк. 9:51]], с которым может совпадать последняя часть [[new:mf:19:01|Мф. 19:1.]] У [[new:lk:09:51|Лк. в 9:51-62]] рассказывается о намерении Христа идти в Иерусалим через Самарию, отказе самарян принять Его и затем о двух просителях, желавших следовать за Ним; затем о посольстве 70 учеников и возвращении их [[new:lk:10:01|(10:1-24)]], милосердном самарянине [[new:lk:10:25|(10:25-37)]], посещении Марфы и Марии, и излагаются другие притчи и события [[new:lk:10:38|(10:38]]–[[new:lk:16:17|16:17)]] с небольшими вставками у Матфея, Марка и Иоанна (например, [[new:in:11:01|Ин. 11:1-16)]]. Только затем уже начинается параллельный рассказ преимущественно двух первых евангелистов, опять прерываемый длинными вставками [[new:lk:14:18|Лк. 14:18]]-[[new:lk:18:01|18:1-14]] и [[new:in:11:17|Ин. 11:17-54]]. Из сказанного можно видеть, что [[new:mf:19:01|Мф. 19:1]] и 2 есть обозначение сложных событий весьма краткое и сжатое, и потому весьма неясное, прежде всего, по причине своей краткости. Слова //“когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи”// хотя и не служат, как вообще у Матфея, точным обозначением времени, могут быть поставлены в ближайшее отношение к рассказанной в предыдущей главе притче о злом рабе. Что касается дальнейших выражений, помещенных в 1 стихе, то они настолько темны, что их трудно не только правильно истолковать, но даже правильно перевести. В греческом несколько иначе, чем в русском переводе, букв.: //“пришел в пределы Иудеи за Иорданом.”// Трудность в том, как следует понимать эти слова, в смысле ли, что Иисус Христос входил в самую Иудею, или же что Он только приближался к ней. Если входил, то почему сказано: //“за Иорданом?”// Значит ли это, что Иудея, находясь на западной стороне Иордана, простиралась и на восток от этой реки, — по мнению, конечно, самого евангелиста? Или, может быть, евангелист, когда писал свое Евангелие, сам находился или жил на восточной стороне от Иордана и выражением //“за Иорданом”// хотел лишь обозначить самую, лежащую действительно //“за Иорданом,”// Иудею? Вопросы эти ставились еще Оригеном, и он дал на них ответ столь же неясный, как и в Евангелии; “пришел к (επί вместо είς, т.е. иначе, чем у Матфея) пределам Иудеи, не в средину (ουκ 'επί τα μέσα), но как бы к краю ее.” Златоуст сходно с Оригеном: “в самый Иерусалим не входит еще, но посещает только пределы иудейские.” Новейшие толкователи единогласно утверждают, что Перея и Иудея были различные страны, и некоторые склонны поэтому видеть здесь в словах евангелиста просто географическую ошибку, означающую, что Иисус Христос “пришел в заиорданскую область Иудеи.” Но исторически можно установить с достатачною точностью, что область Иудеи не простиралась на восток за Иордан и что последний был границей между Иудеей и заиорданской областью, которая называлась Переей. Выражение “за Иорданом” (πέραν του Ιορδανού) не может поэтому служить определением слов “в пределы иудейские;” т.е. не значит “пределы иудейские заиорданские.” На этом основании принимают, что “за Иорданом” относится просто к слову пришел (ηλθεν), и чтобы лучше понять речь евангелиста, нужно расположить слова иначе, чем он, именно так: “пришел за Иордан (пошел по ту сторону Иордана) в пределы иудейские.” Смысл, следовательно, будет как раз именно тот, который выражен в русском переводе. Подобное же выражение у [[new:mk:10:01|Мк. 10:1]] (в пределы Иудеи и за Иордан) такому толкованию не противоречит. Что же касается выражения “в пределы иудейские,” то можно согласиться как с древними, так и с новыми толкователями, что оно не значит “в самую Иудею.” Сущность дела заключается просто в том, что вместо путешествия в Иудею через Самарию, т.е. по более короткому и обычному пути, Спаситель отправился туда через Перею. Это было не поспешное, а медленное приближение к Иерусалиму ([[new:mf:20:17|20:17-29;]] [[new:mf:21:01|21: 1)]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 1-15 **Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда** **Когда Иисус окончил слова сии** (речь о прощении обид), **то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною**. Галилея находилась на севере Святой Земли, Иудея на юге; а между ними была Самария. Иногда Господь проходил и через Самарию, но теперь Он перешел Иордан и восточным берегом его прошел до пределов Иерихона; там снова перешел эту реку и вступил в Иудею. Это было Его последнее путешествие из Галилеи, куда Он более не возвращался. Приближалось время Его спасительных страданий. **За Ним последовало много людей**; как и всегда, за Ним следовали толпы народа, среди которого было много болящих, **и Он исцелил их там**. «Благодетельствуя тем, кого исцелял, через них Он благодетельствовал и другим, – говорит святитель Златоуст, – потому что исцеление немощи первых представляло случай к Богопознанию последних, но не фарисеев, которые еще более от этого ожесточались и приходили к Нему с искушением». **И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его**, желая поставить Его в затруднение, уловить на словах, **говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?** «Но заметь, – говорит святитель Златоуст, – злость в самом вопросе: спрашивают, «позволительно ли», думая, что Он забыл Свои слова», сказанные Им в Нагорной беседе, и «если бы Он сказал, что позволительно разводиться с женой по всякой причине, то Ему возразили бы: как же Ты прежде говорил, что никто не должен разводиться, разве только с прелюбодейной женой? А если бы сказал, что вовсе непозволительно разводиться с женами своими, то Его уличили бы в противоречии Моисею, который допустил развод с ненавистной женой и без благовидной причины», – говорит блаженный Феофилакт. Между самими фарисеями были споры относительно развода: одни говорили, что можно разводиться с женой по всякой причине; другие утверждали, что развод дозволяется только в случае прелюбодейства, измены со стороны жены, по всякой же другой причине развод незаконен. Фарисеи думали, что какое бы мнение ни высказал Иисус Христос, приверженцы другого мнения восстанут против Него, а Его враги только этого и желали. Не забудем притом, что Господь проходил в это время через страну того самого Ирода, который убил Иоанна Крестителя за его грозные обличения незаконного развода Ирода с безвинной женой, чтобы жениться на прелюбодейной жене. Предлагая свой вопрос Иисусу Христу, фарисеи надеялись, что если Он выскажется прямо против развода, то на Него можно будет возвести то же обвинение, какое было ими возведено на Иоанна Предтечу. Но они и теперь ошиблись в своих расчетах. Господь с кротостью и премудро разрешил спорный вопрос, указав на Писание. **Он сказал им в ответ:** «ваш вопрос показывает, – говорит святитель Григорий Богослов, – уважение к целомудрию и потому заслуживает снисходительного ответа. Вижу, что многие имеют неправильное понятие о целомудрии и самый Закон понимают неправильно. Почему Закон обуздал только женский пол, а мужскому дал свободу? Почему жена, изменившая мужу, преследуется, а муж, изменивший жене, не подлежит ответственности? Я не признаю такого Закона и обычая». Вы спрашиваете: позволительно ли? Но в этом вопросе есть уже и ответ на него. Ничто не позволительно, в чем человек сомневается и о чем спрашивает. А что касается святости брака, то **не читали ли вы** в книгах Моисея, **что** Бог, **Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?** Сотворил только одного мужчину и одну женщину? «Если бы Бог хотел, чтобы мужчина оставлял жену и брал другую, – говорит святитель Златоуст, – то сотворил бы одного мужчину и много женщин». «Видите, один Творец и мужа и жены; одна персть – оба они; один для них закон, одна смерть, одно воскресение; один и тот же долг должны воздавать дети как отцу, так и матери, ибо сказано: //«Почитай отца твоего и мать твою»// и //«Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти»// [[old:ish:20:12|(Исх. 20:12,]] [[old:ish:21:17|21:17)]]. Равно – //«благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания»// [[old:prsir:03:09|(Сир. 3:9)]]. Если скажете: согрешила жена, то согрешил и муж; не оказался один из них слабее, другой крепче», – говорит святитель Григорий Богослов. Видите, что перед Законом Божиим оба они равны. Если сказано, что Христос происходит от семени Давидова, то Он же называется и Семенем Жены. **И сказал**, – продолжал речь Свою Господь Иисус, – Богу угодно, чтобы муж и жена жили неразрывно, для чего Бог позволил им оставлять родителей и прилепляться друг к другу. Не читали ли вы в той же книге Бытие: **посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей**, прилепится более, чем к отцу и матери, так что оба они должны быть одной плотью; **и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть**, два человека должны быть как один – по мыслям, чувствам, намерениям, действиям; они должны быть одним существом, одушевленным, как бы одной душой. Разлучать мужа и жену – дело противное как природе, так и Закону Творца: «природе, поскольку рассекается одна и та же плоть, – говорит святитель Златоуст, – Закону, поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять; **итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает**. Если вы укажете Мне на Моисея, то Я указываю вам на Самого Господа Моисеева: Моисей не мог написать Закона, противного Господу. Бог не просто привел мужа к жене и велел оставить мать и отца, но приказал соединиться в одну плоть, самими словами показывая неразрывность». «Подивись мудрости Учителя, – говорит святитель Златоуст, – на вопрос: «позволительно ли», Он не тотчас отвечал, что не должно, чтобы они не возмутились; но прежде чем опровергать их, Он предварительно объяснил, что эта заповедь есть заповедь Отца Его, и что Он установил ее, не противореча Моисею. Заметь, что Он утверждает Свои слова не только тем, что Бог сотворил мужа и жену, но и заповедью, которую Он произнес после их сотворения: не сказал, что Бог только сотворил одного мужчину и одну женщину, но и то, что велел им соединиться», соединиться навсегда и никогда не разлучаться. После такого ответа, «что же оставалось делать совопросникам?» – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. Не замолчать ли, не похвалить ли сказанного? Но фарисеи ничего этого не делают, а опять продолжают спорить: **они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать** жене **разводное письмо и разводиться с нею?** Известно, что Закон через Моисея дан был Самим Богом, а Бог Себе противоречить не может. «Хотя Моисей заповедал много и другого, например, о пище и о субботе, но они возражают Господу только на эту заповедь, потому что желают вооружить против Него народ, ибо все исполняли эту заповедь. Но неизреченная Мудрость и эту заповедь защищает, и не допускает порицать и Моисея, и все обращает против них самих» (свт. Иоанн Златоуст). **Он говорит им: Моисей** вовсе не заповедал, как говорите вы, а только допустил развод и поступил так не потому, что хотел противоречить Богу, но как мудрый законодатель; в его время наилучший закон был неудобоисполнимым; он видел грубый, жестокий нрав ваш, и **по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими**, чтобы вы, желая избавиться от ненавистной жены, не погубили ее. Эти слова Господа были для фарисеев несносны и весьма укоризненны; чтобы несколько смягчить их, Господь тотчас снова обращает Свою речь к древнему первоначальному закону: **а сначала не было так**; при сотворении первых людей – одного мужа и одной жены – самым делом установлен закон, не допускающий развода. Если бы закон, допускающий развод, был главный и полезный, то бы тот, в начале, не был дан. Итак, древний, первоначальный закон брака не допускал развода; этот закон, как Закон Бога Творца, как закон вечный, данный на все времена и для всего рода человеческого, и должен быть единым законом для всех людей, как закон самый совершенный. Заставив таким ответом умолкнуть фарисеев, Господь, как Законодатель Нового Завета, властно подтверждает первобытный закон брака: **Но Я говорю вам**, что закон брака так свят, что расторжение его невозможно, и потому: **кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние** с ее стороны, так как этот грех уже сам собою разрывает узы брака, **и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной** по той же причине, по прихоти мужа, **прелюбодействует**, ибо она Законом Божиим и законом природы все еще соединена с прежним мужем, хотя и отпущена им на бумаге. Так Господь со всей ясностью, безстрашно и безпощадно, хотя и не называя Ирода по имени, произнес приговор над его преступлением, и вместе с тем во всей полноте раскрыл Свое Божественное учение о браке. В Его Церкви, как благодатном царстве, муж и жена равноправны: ни муж не имеет права покинуть жену, ни жена мужа. Но ученики Его, все еще держась иудейских понятий, считали право отпускать жену со злым характером великим преимуществом мужа; лишение их этого права и обязательство жить с такой женой неразрывно казалось им тяжким бременем. Поэтому **говорят Ему ученики Его:** «если муж с женой для того соединились, – слова святителя Златоуста, – чтобы составлять одно, если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против Закона, то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собой, нежели со злой женой, **если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться**, ибо очень кажется несносным иметь злую жену и терпеть неукротимого зверя, соединившись с ним навсегда». В ответ на это Христос Спаситель изрек Свое Божественное слово о высоте девственной жизни: **Он же сказал им: не все вмещают слово сие**, не все на деле могут совершить подвиг сей – вести безбрачную жизнь, **но** только те, **кому дано** от Бога: это особый дар Божий некоторым, достойным такого дара людям. Подается этот дар только желающим принять его, а кто не хочет, тот и не получит его. //«Просите, и дано будет вам... ибо всякий просящий получает»// [[new:mf:07:07|(Мф. 7:7)]]. Этими словами Господь возвышает девство, представляет его великим и тем самым привлекает и побуждает к нему ищущих совершенства. Замечательно: Он называет девство делом высоким, а ученикам представляется оно легким. «Ему надобно было, – говорит святитель Златоуст, – назвать это великим для того, чтобы сделать их усерднейшими, а они должны были принять сказанное за легкое для того, чтобы таким образом преимущественно избрать девство и целомудрие. Поскольку прямо говорить о девстве нельзя, так как это могло показаться им очень тяжким, то Он непременяемостью брачного закона возбудил в них желание девства». Подвиг девства есть жребий немногих. Не все, ведущие безбрачную жизнь, могут быть названы подвижниками девства, потому что есть такие, которые недобровольно проводят такую жизнь, и потому она не вменяется им в подвиг и в заслугу: **ибо есть скопцы**, – говорит Господь, – **которые из чрева матернего родились так**; это люди, которые от природы не способны к брачной жизни. Такие скопцы по природе не имеют никакой заслуги, потому что их целомудрие не может подвергнуться искушению и не доказано опытом. Достойно похвалы и награды то, что человек делает по доброму свободному произволению, а не то, что делает по природному влечению. Какая честь огню, что жжет, или воде, что течет? **И есть скопцы, которые оскоплены от людей**, через насилие и искажение природы, лишенные возможности проводить брачную жизнь; и такие невольные скопцы не являются подвижниками девства. **И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного**, сами себя лишили утешения брачной жизни, стали скопцами – не отсечением телесных членов, – да не будет этого! – но истреблением злых и нечистых помыслов, ибо отсекающий член подвергается проклятию: он уродует себя, поступает подобно человекоубийце, унижает, искажает творение Божие. «Отсекать члены первоначально было, – говорит святитель Златоуст, – дело диавольское и злоухищрение сатаны, чтобы через это исказить создание Божие, чтобы нанести вред человеку, созданному Богом. Диавол всячески старается уничтожить свободу, дарованную нам Богом, уверяя, что зло есть следствие физической природы. Кроме того, пожелания наши отсечением членов не только не укрощаются, но еще более раздражаются». Потому истинные скопцы суть девственники сердца; будучи вполне свободны к брачной жизни, не имея к тому никаких препятствий, они добровольно, ради Бога, решаются вести безбрачную жизнь, чтобы удобнее служить Господу Богу, не развлекаясь заботами домашними, семейными и житейскими; они подвизаются добрым подвигом, всячески охраняя свою душу и тело, ум и сердце от всякого нечистого помысла, слова и движения. Девство есть подвиг самопожертвования, дело совести и сердечного расположения. Даже апостолам дана была полная свобода – или вступать в брак, или оставаться девственниками. Труден этот подвиг, тяжела борьба с самим собой, с природой своей, но зато и награда за него – Царство Небесное. Не для всех обязательно девство, но **кто может вместить, да вместит**, – говорит Господь, а если Сердцеведец говорит так, то значит этот подвиг возможен, по крайней мере, для тех избранных, которым дано понести его, которые ревнуют о служении Богу по примеру Матери Божией, Пренепорочной Девы Марии. «Но если это зависит от воли, – говорит святитель Златоуст, – для чего же Он в начале сказал: «не все вмешают, но кому дано»? Для того, чтобы показать, какую великую нужду имеет в Божественной помощи тот, кто вступает в этот подвиг, помощи, которую без сомнения получит желающий. По неизреченной Своей кротости показывая, сколь важно соблюдение девства, и не утверждая его в предписаниях Закона, Господь еще более воспламеняет любовь к нему». Господь не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но явно предпочитает девство. «Совет этот, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – сходит с Неба не как Ангел, но как увещание». «Брак – доброе дело, – говорит святитель Григорий Богослов, – но не могу сказать, чтобы он был выше девства. Девство не признавалось бы чем-то высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются этим носящие узы брака: //«должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»// [[new:act:05:29|(Деян. 5:29)]]. Напротив, девы и жены, соединитесь вместе, составьте едино о Господе, и служите друг другу украшением. Не было бы и безбрачных, если бы не было брака, ибо откуда бы явился в свет и девственник? Не был бы брак честен, если бы Богу и жизни не плодоприносил девственников. И вступившая в брак, – да принадлежит Христу, и дева – да будет всецело Христова». Подвиг девства – удел избранников, семейная жизнь – благословенный путь для всех вообще. В самом начале Своего служения спасению рода человеческого Господь и Спаситель наш благословил Своим присутствием брак в Кане Галилейской; теперь, в конце Своего служения, Он изрек похвалу девству, как великому подвигу, и вместе благословил детей, составляющих счастье всякой доброй семьи. Трогательную картину представляют нам святые евангелисты, благовествующие об этом. **Тогда приведены были к Нему дети**,– говорит святой Матфей, – ** чтобы Он возложил на них руки и помолился**. Добрые матери с особенным благоговением относились к Иисусу Христу; их привлекали к Нему Божественная благость, светившаяся в Его взоре, выражавшаяся в каждом Его слове, в каждом Его деле. Равнодушные к спорам, которыми занимались мужчины, женщины приводили ко Господу своих малюток, приносили даже младенцев, чтобы Спаситель благословил их, возложил на них Свои Божественные руки, помолился об их счастье в будущем. **Ученики же возбраняли им**. Ученикам неприятно было, что их Учителя постоянно безпокоили без нужды шумные толпы женщин и детей, нарушая их возвышенные беседы с Ним. Они начали возбранять матерям в их добром желании приблизиться с детьми к Спасителю. Но Тот, Кто пришел понести все немощи наши, Кто Сам благоволил быть младенцем, и теперь явился Покровителем безпомощного младенчества и невинного детства. Он хотел показать, что неразумные малютки-младенцы должны были войти в Его Церковь через Таинство Крещения, и стать наследниками Его Царства, несмотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостью останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своей человеческой душой после разговоров со Своими хитрыми и непримиримыми врагами – фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей. Лаская и обнимая с отеческой любовью малюток, Он строго //«вознегодовал»//, как выражается святой Марк [[new:mk:10:14|(Мк. 10:14)]], и остановил неуместную ревность Своих учеников. **Но Иисус сказал** им**: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне**; их младенческий возраст не препятствует получить Мое благословение, – **ибо таковых есть Царство Небесное** (им и им подобным, по простоте и незлобию их, и принадлежит Царство Небесное). Господь и прежде не раз говорил это; и теперь, когда ученики забыли недавний урок (когда Господь указывал им на дитя), пользуется случаем повторить Свое слово: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот и не войдет в него. **И, возложив на них руки, пошел оттуда**. «Итак, если мы хотим наследовать Небеса, – поучает святитель Златоуст, – то всеми силами должны стараться стяжать добродетель смирения, чтобы с мудростью соединять простоту. Это есть жизнь Ангельская. Ибо душа дитяти чиста от всех страстей; дитя не помнит обид, и к обидевшим подбегает, как к друзьям, как бы ничего не бывало. Сколько бы мать ни наказывала свое дитя, оно всегда, однако же, ищет ее и более всех любит ее. Представь ему царицу в диадеме, оно не предпочтет ее матери, облеченной в рубище, но еще более будет желать видеть ее в рубище, нежели царицу в богатой одежде. Свое оно различает от чужого не по бедности или богатству, но по любви. Для того Иисус Христос и сказал: **«таковых есть Царство Небесное»**, чтобы мы произвольно делали то, что дети делают по природе. И поскольку фарисеи руководствовались в своих поступках хитростью и гордостью, они навлекли на себя проклятие за искушение Господа; они отошли; а дети, как чистые от всех этих пороков, приняли благословение. Уподобимся и мы детям, ибо невозможно, невозможно, повторяю, иначе увидеть Небо»... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]