[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит: и женяйся пущеницею прелюбы деет** См. Толкование на [[new:mf:19:07#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:7]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует** См. Толкование на [[new:mf:19:07#prp_iustin_popovich|Мф. 19:7]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею **[по какому-либо поводу]** не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует** Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: //Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив// [[old:pr:06:32|(Притч. 6:32-33)]]. Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной, и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой, второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: "Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?" И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, - именно: чтобы она не брала себе другого мужа. А так как распутная женщина и та, которая уже ступила на путь прелюбодеяния, не будет бояться позора, то второму мужу дается предупреждение, что он будет повинен в прелюбодеянии, если возьмет себе таковую в жены. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует** См. Толкование на [[new:mf:19:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 19:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит: и женяйся пущеницею прелюбы деет** Женится ли он на неразведенной или же на разведенной, все равно прелюбодействует. Марк ([[new:mk:10:10|10:10-11]]) говорит, что это было сказано к ученикам. Сначала было сказано к фарисеям, а затем – к ученикам в особом доме. Об этом также сказано в пятой главе, и там найди изъяснение. Повелел изгонять одну только блудную или прелюбодейную, по причине смешения потомства и неопределенного положения долженствующего родиться; всякая другая вина допускает врачевание, одна только эта не допускает никакого (Эти слова можно относить и к девице). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует** В прелюбодеянии все разрушается самими причинами, к нему приведшими. Ведь брак не возникает от соития, но возникает по воле; потому он и не распадается от телесного разделения, но от разделения по воле. Отпускающий свою жену и не берущий другую все еще остается мужем, потому что, хотя он теперь и разделен телом, но волей не разделен. Когда же берет другую жену, он полностью отпускает первую. Итак, не муж, отпускающий жену, прелюбодействует, но тот, кто берет другую жену. И как муж, отпускающий порядочную жену, проявляет жестокость и несправедливость, так и содержащий блудницу проявляет глупость и несправедливость. Тот покровительствует бесстыдству, кто скрывает преступление жены. Итак, мы должны быть подражателями Богу: как Бог относится к Церкви, так и мы должны относиться к супругам. Бог никогда не оставит народ Свой, если он по воле своей не впадет в язычество или ересь. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя** Этими словами Христос восстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве: Он повторяет Свое учение о браке, сказанное Им в нагорной проповеди [[new:mf:05:31|(гл. 5 ст. 31]][[new:mf:05:32|-32)]]. — Пусть обратят внимание на эти слова Христовы о разводе те из наших современных мужей и жен, которые весьма часто из-за самых пустых причин расходятся друг с другом, иногда живши по нескольку лет. в брачном союзе и имея немало детей, — расходятся с законными женами, мужьями, и незаконно сходятся и живут с другими!... «Как же жить с такими женами и мужьями, с которыми весьма трудна, даже невозможна жизнь?» — спросят. Как жить? Терпеть друг друга, снисходить и уступать друг другу, особенно слабым существам — женам, влиять на исправление худой стороны и — смотреть на неудачный брак, как на крест, ниспосланный от Бога. Так и было в старину у нас на благочестивой Руси. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует** [[new:mk:10:10|(Мк. 10:10-12;]] [[new:lk:16:18|Лк. 16:18)]]. Если в речи Спасителя 19:4-8 был дан ответ на вопрос фарисеев ст. 3, то здесь Он, очевидно, отвечает на недосказанную ими мысль, что можно после развода брать другую жену. Кто делает так, тот прелюбодействует, если только развод совершается по каким-либо другим причинам, кроме πορνεία. Спаситель не говорит, что для развода необходимо нужно допускать πορνεία. См. подробные примечания к [[new:mf:05:32|5:32.]] Нужно заметить, что, по Матфею, эта речь Христа сказана была тем же фарисеям, с которыми Спаситель беседовал раньше; но, по [[new:mk:10:10|Мк. 10:10]], она была сказана в ответ на вопрос учеников, когда они вместе со Спасителем вошли в какой-то дом. Так как [[new:mf:19:09|Мф. 19:9]] и [[new:mk:10:10|Мк. 10:10-12]] имеют не одинаковую связь, то вероятнее думать, что [[new:mf:19:09|Мф. 19:9]] сказано было фарисеям, а у Марка повторены были эти выражения в речи только ученикам и в доме. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует** См. Толкование на [[new:mf:19:01#troickie_listki|Мф. 19:1]] [<10>]