[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-15 **Тогда приведоша к Нему дети, да руце возложит на них, и помолится: ученицы же запретиша им. Он же рече им: оставите детей приити ко Мне, таковых бо есть царствие небесное. И возложь на них руце, отъиде оттуду** Почему же ученики не допускали детей? Из уважения к Иисусу Христу. Что же Он? Чтобы научить их смирению и истребить гордость мирскую, берет детей, обнимает их, и таковым обещает царствие, - о чем и прежде Он говорил. Так и мы, если хотим наследовать небеса, всеми силами должны стараться стяжать добродетель смирения. Цель любомудрия в том и состоит, чтобы с мудростью соединять простоту. Это есть жизнь ангельская. Душа дитяти чиста от всех страстей; дитя не помнит обид и к обидевшим подбегает как к друзьям, как бы ничего не бывало; сколько бы мать ни наказывала свое дитя, оно всегда однакож ищет ее, и более всех любит ее. Представь ему царицу в диадеме: оно не предпочтет ее матери, облеченной в рубище, но еще более будет желать видеть последнюю в рубище, нежели царицу в богатой одежде. Свое оно различает от чужого не по бедности или богатству, но по любви. Дитя ничего более не требует, кроме необходимого, и коль скоро насытится молоком, оставляет сосцы. Дитя не печалится, как мы, о потере денег и тому подобном; равно как не радуется подобно нам о таких скоропреходящих вещах; дитя не пристрастно к красоте телесной. Вот почему Христос и сказал: **таковых бо есть царствие небесное,** чтобы мы по свободной воле делали то, что дети делают по природе. Так как фарисеи руководились в исполнении своих дел не иным чем, как хитростью и гордостью, то Он, обличая их и научая Своих учеников, повелевает последним везде быть простыми - как на высших, так и на низших степенях достоинства. Подлинно, ничто так не надмевает человека, как власть и преимущества. Между тем ученикам Христовым предстояли большие почести во всей вселенной; поэтому Спаситель и предупреждает их, не попуская им потерпеть что-либо человеческое и запрещая требовать почестей от народа, или гордиться пред ним. Хотя это и кажется маловажным, однако служит причиною многих зол. Так фарисеи, привыкши к гордости в отрочестве, впоследствии низринулись в бездну зол, требуя приветствий, председания, посредничества. Эти пороки ввергли их в безумное славолюбие, а последнее повергло их в нечестие. Вот почему они навлекли на себя проклятие за искушение Господа; дети же, как чистые от всех этих пороков, получили благословение. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им** Итак, дети были приведены, но им и препятствовали. Дети - прообраз язычников, которым спасение даровано через веру и проповедь. Но поскольку целью было сначала спасти Израиль, то поначалу ученики и препятствовали детям приближаться к Нему. Действия апостолов объясняются не их собственными намерениями, а, скорее, тем, что они прообразуют будущую проповедь язычникам. Господь говорит, что детям нельзя мешать, //ибо таковых есть Царство Небесное//; язычникам же предстояло через возложение рук обрести благодать и дар Святого Духа, когда прекратится действие закона. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 13-15 **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда ** //Господь благословляет детей// Свое благовестие о святыне брака и святости бесстрастия Спаситель тут же подтвердил делом. **Тогда приведены были къ Нему дъти, чтобы Онъ возложилъ на нихъ руки и помолился; ученики же возбранили имъ. Но Iисусь сказалъ: пустите дътей и не препятствуйте имъ приходить ко Мнъ, ибо таковыхъ есть Царство Небесное. И возложивъ на нихъ руки, пошелъ оттуда** [[new:mf:19:13|(стих 13-15)]]. - Эта Божественная любовь и нежность Спасителя к детям исключительно трогательна и многозначительна. Дети - маленькие ангелы в теле человеческом. В каждом много неба, много небесного. Ребенок? - Смотри, это частица неба на земле; смотри, это частица небесной истины, частица небесной правды, частица небесного бесстрастия. На это указывают чудесные слова Спасителя: **ибо таковыхъ есть Царство Небесное**... Спаситель благословил детей и молился Богу о них, ибо жизнь - слишком серьезная и скорбная тайна, чтобы дети могли без Бога войти в нее и жить ею. Ученики запрещали приводить детей к Господу Иисусу не по гневу или по ненависти, но по желанию, чтобы они не мешали Господу при проповеди Евангелия и Царства Небесного. В ответ на это Спаситель дает Своим ученикам новое богочеловеческое благовестие: дети самим тем, что они дети, обладают Царствием Небесным в незлобивых душеньках своих. Во взрослых сладострастие сделало свое: вытеснило или вытесняет все небесное, Божественное, бесстрастное; уменьшает Божественную истину в человеке, и небесную правду, и небесную любовь, через которую небо и царствует среди ангелов и среди людей. Если уменьшается таким образом небо в душе человеческой, тогда уменьшается над ними и настоящее небо, родина святых духов, жилище Бога. Пример? - //«Отче нашъ»: «да будетъ воля Твоя яко на небеси и на земли»//. А она бывает на земле через наше упражнение в евангельских, Божественных, небесных, святых добродетелях. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-15 **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда** **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал** - [Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, и думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших. **Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда** Многозначительно говорит Он: таковых, чтобы показать, что великое значение имеет не возраст, а их нрав; и Он обещает награду тем, которые будут иметь подобную же невинность и простоту. Апостол также в своих словах вполне согласен с тем же приговором Господа: //Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни// [[new:1kor:14:20|(1 Кор 14:20)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился, ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное** Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их. Кроме того, ученики полагали, что достоинство их Учителя может унижаться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что для Него приятнее тот, в ком нет лукавства, говорит: //"пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное"//. Он не сказал: "этих", но //"таковых"//, то есть простых, невинных, незлобных. Посему если и ныне к какому-либо учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен удалять их от себя, но должен принять их. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда приведоша к Нему дети, да руце возложит на них и помолится: ученицы же запретиша им** Лука ([[new:lk:18:15|18:15]]) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей. Ученики же запрещали, т.е. не допускали приносящих, как написал Марк ([[new:mk:10:13|10, 13]]). Вероятно, они не допускали и тех, и других, из уважения к Учителю. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им** Тогда означает момент, когда Господь учил о целомудрии и говорил о блаженстве скопцов. И когда Господь говорил о славе целомудрия словами: //и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного// [[new:mf:19:12|(Мф. 19:12)]], некоторые из слушавших поднесли к Нему своих младенцев - мальчиков чистейшего целомудрия. Ибо они полагали, что Господь восхвалял лишь чистых телесно, а не духовно тоже. Они и не знали, что Господь не назвал блаженными тех скопцов, которых целомудренными заставила быть неизбежность, а назвал ими тех, кого оскопила добродетель воздержания. Ученики же возбраняли им. О плоть, подруга порочности, а не добротности! Ведь она не радуется доброму и легко доброе забывает. Зато как она слышит злое, так оно навсегда остается, словно естественно укорененное в сердце. Человек никогда не может забыть то, что любит, и вспомнить то, что ненавидит. Совсем недавно, когда Христос призвал дитя, Он говорил: //если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное// [[new:mf:18:03|(Мф. 18:3)]]. И тут же ученики забыли о невинности детей, препятствуя им, словно они не достойны подойти к Христу, - и это после того, как самим апостолам сказано //быть как дети// [[new:mf:18:04|(Мф. 18:4)]]. Кто же достоин приблизиться к Христу, если даже невинным младенцам воспрещается? Апостолы думали, что делают честь Христу, а на самом деле несли урон славе Его. Как для врача ущербно, если его не пускают к больному, так и для Христа потеря - не иметь тех, кого Он может спасти. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 13-14 **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное** У Евреев был обычай, когда испрашивали кому-либо особенное благословение Божие, возлагать на голову того руки [[old:gen:48:14|(Быт. 48, 14,]] [[new:mf:09:18|Мф. 9, 18)]]. Они придавали великую важность молитвам и благословению святых и благочестивых людей [[old:chis:22:06|(Чис. 22, 6,]] [[new:lk:02:28|Лк. 2, 28)]]. Вот почему матери приводили своих детей к Иисусу Христу, **чтобы Он возложил на них руки и помолился**. **Ученики же возбраняли** (запретиша) **им**, так как думали, что это помешает Господу в занятии другими, важными делами и беседою с народом. Но Иисус Христос запретил это апостолам, сказав: **оставите** (пустите) **детей** и пр. **Таковых бо есть царствие небесное**. См. объясн. [[new:mf:18:03#prot_ioann_buxarev|18 гл. 3,]] [[new:mf:18:04#prot_ioann_buxarev|4,]] [[new:mf:18:10#prot_ioann_buxarev|10]] и [[new:mf:18:14#prot_ioann_buxarev|14]] стихи. По сему поводу, пишет один из духовных писателей, Господь хотел показать, что неразумные малютки — младенцы должны были войти в Его церковь, чрез таинство крещения, и быть наследниками Его царства, не смотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостию останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своею человеческою душою после разговора с Своими хитрыми и непримиримыми врагами — фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей, ласкал и обнимал их. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им** [[new:mk:10:13|(Мк. 10:13;]] [[new:lk:18:15|Лк. 18:15)]]. Причины того, что ученики препятствовали приносить детей к Иисусу Христу, заключалась, по обычному объяснению, в том, что боялись, как бы не помешать Его учению и не отвлечь Его к более низкой, по их мнению, деятельности. Златоуст выражает эту причину в двух словах: αξιώματος ένεκεν (из уважения к Иисусу Христу). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им** См. Толкование на [[new:mf:19:01#troickie_listki|Мф. 19:1]] [<10>]