[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 27-30 **Тогда отвещав Петр, рече Ему: се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом, что убо будет нам. Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома: и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит: мнози же будут перви последнии, и последни первии** Итак, каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения. Что Христос не приписывает дела спасения исключительно одному Богу, а сказал так для того, чтобы показать трудность этого подвига, это видно из следующего. Когда Петр сказал Христу: **се мы оставихом вся и в след тебе идохом,** и потом спросил Его: **что убо будет нам**? - то Христос, определив им награду, присовокупил: **и всяк, иже оставит дом, или земли, или братию, или сестры, или отца, или матерь, сторицею приимет, и живот вечный наследит**. Так невозможное делается возможным. Но как, скажут, все это привести в исполнение? Как может восстать тот, кем уже овладела ненасытимая страсть к богатству? Если он начнет раздавать имение и разделять свои избытки, - чрез это он мало-помалу будет удаляться от своей страсти, и впоследствии поприще для него облегчится. Что это значит, блаженный Петр: **оставихом вся?** Уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом: **вся**? Да, отвечает он. Но не честолюбие заставляет меня говорить так. Я хочу этим вопросом обратить людей бедных (ко Господу). Так как Господь сказал: //аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси// [[new:mf:19:21|(Мф. XIX, 21)]], то, чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит я и не могу быть совершенным? - для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Петр спрашивает для того, чтобы не от Петра узнал ты истину, и сомневался (он и сам тогда был еще несовершен и не имел Духа), но чтобы, получив ответ от Учителя Петрова, был твердо уверен в ней. Как поступаем мы, когда, предлагая мнения других, часто усвояем их себе, так поступил и апостол: он вместо всей вселенной предложил Иисусу этот вопрос. Свою участь он знал ясно, как это видно из того, что о нем было прежде сказано. Получивши еще на земле ключи царствия небесного, он тем более мог быть уверен в наследии благ. Но смотри, с какою точностью отвечает он на требования Христовы. Христос требовал от богатого двух вещей: чтобы он отдал имение свое нищим, и чтобы последовал за Ним. Поэтому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом. **Се мы**, говорит он, **оставихом вся, и вслед тебе идохом.** Оставление всего было нужно для последования: последование чрез оставление сделалось удобнее, и за то, что они оставили все, были исполнены надежды и радости. Что же отвечает Христос? **Аминь глаголю вам, яко вы, шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома**. Итак что же? И Иуда будет сидеть на престоле? Нет. Как же Христос говорит: **вы сядете на двоюнадесяте престолу?** Как обещание это исполнится? Внимай, как и каким образом. Бог дал закон, чрез Иеремию пророка возвещенный иудеям, и гласящий: //наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню и разорю. И аще обратится язык той от лукавств своих, раскаюся и Аз о озлоблениях, яже помыслих сотворити им. И наконец реку на язык и на царство, да возсозижду и насажду я. И аще сотворят лукавая предо Мною, еже не послушати гласа Моего, раскаюся и Аз о благих, яже глаголах сотворити им// ([[old:ier:18:07|Иер. XVIII, 7,]] [[old:ier:18:10|10]]). По тому же закону поступаю Я, говорит Он, и с добродетельными. Хотя Я и обещаю воссоздать их, но если они окажутся недостойными этого обещания, то Я не исполню его. Так случилось с человеком первозданным. //Трепет и страх ваш,// сказал Господь, //будет на всех зверех земных// [[old:gen:09:02|(Быт. IX, 2)]]; но этого не исполнилось, так как человек сам себя показал недостойным такой власти. Так точно и Иуда. Но чтобы одни, устрашенные приговором наказания, не предались отчаянию и еще более не ожесточились, а другие, надеясь на обещание благ, не сделались совершенно беспечными, ту и другую болезнь Он врачует вышеупомянутым образом, как бы так говоря: буду ли Я угрожать тебе казнью, не отчаивайся, потому что ты можешь покаяться и уничтожить Мое определение, как сделали ниневитяне; буду ли обещать какое-либо благо, не ослабевай, надеясь на обещание, потому что если ты окажешься недостойным, то Мое обещание не только не принесет тебе никакой пользы, но еще увеличит твое наказание. Я обещаю награду только достойному. Вот почему и тогда, беседуя с учениками Своими, Он не без условия дал обещание; не сказал просто: //вы,// но присовокупил еще: //шедшии по Мне//, чтобы и Иуду отвергнуть, и тех, которые после имели обратиться к Нему, привлечь, - эти Его слова относились не к ученикам одним, и не к Иуде, который впоследствии времени сделался недостойным Его обещания. Итак, ученикам Господь обещал дать награду в будущей жизни, говоря: **сядете на двоюнадесяте престолу** (потому что они уже находились на высшей степени совершенства, и никаких земных благ не искали); а другим обещает и настоящие блага: **и всяк,** говорит, **иже оставит братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, или дом имене Моего ради, сторицею приимет в настоящем веке, и живот вечный наследит.** Чтобы некоторые, слыша слово: **вы,** не подумали, что сподобиться в будущей жизни величайших и первых почестей предоставлено одним ученикам, Он продолжил речь и распространил Свое обещание на всю землю, и обещая настоящие блага, уверяет в будущих. Господь и с учениками, вначале, когда они еще были несовершенны, начал беседу Свою представлением настоящих благ. Когда именно Он призывал их к Себе, от моря, и отвлекал от их ремесла, и повелевал оставить корабль, Он упоминал не о небесах, не о престолах, но о настоящих вещах, говоря: //сотворю вы ловцы человеком// [[new:mf:04:19|(Мф. IV, 19)]]. Но когда возвел их на высшую степень совершенства, тогда говорит уже и о небесных благах. Но что значат слова: **судяще обеманадесяте коленома Израилевома?** То, что они осудят их; апостолы не будут сидеть, как судии; но в каком смысле сказал Господь о царице Южской, что она осудит род тот, и о ниневитянах, что они осудят их, в том же говорит и о апостолах. Потому и не сказал: судяще языком и вселенней, но: **коленома Израилевома.** Иудеи были воспитаны в тех же самых законах, и по тем же обычаям, и вели такой же образ жизни, как и апостолы. Поэтому, когда они в свое оправдание скажут, что мы не могли уверовать во Христа потому, что закон воспрещал нам принимать заповеди Его, то Господь, указав им на апостолов, имевших один с ними закон и однако же уверовавших, всех их осудит, как о том и раньше сказал: //сего ради тии будут вам судии// [[new:mf:12:27|(Мф. XII, 27)]]. Что же, скажешь ты, великого в Его обещаниях, если апостолы будут иметь то же, что имеют ниневитяне и царица Южская? Но Он еще прежде обещал им много других наград и после обещает. Не в этом одном только их награда. Впрочем и в этом обещании заключается нечто большее пред тем, что сказано о ниневитянах и царице Южской. О последних Господь сказал просто: //мужие Ниневитстии востанут и осудят род сей, и царица Южская осудит// [[new:mf:12:41|(Мф. XII, 41-42)]]. А о апостолах не говорит так просто. Но как говорит? **Егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, тогда и вы сядете на двоюнадесяте престолу**, - показывая этим, что и они вместе с Ним будут царствовать и участвовать в той славе. //Аще терпим,// говорит апостол, //с Ним и воцаримся// [[new:2tim:02:12|(2 Тим. II, 12)]]. Престолы не означают седалища (так как Он один есть седящий и судящий), но ими означается неизреченная слава и честь. Итак, апостолам обещал Господь эту награду, а всем прочим - живот вечный и сторичную мзду здесь. Но если все прочие, то тем более апостолы должны получить возмездие и там, и в здешнем веке. Так и сбылось. Оставив уду и сети, они имели во власти своей имущества всех людей, их домы, поля и даже самые тела верующих; многие готовы были даже умереть за них, как свидетельствует о том Павел, говоря: //аще бы было мощно, очеса бы ваши извертевше, дали бысте ми// [[new:gal:04:15|(Гал. IV, 15)]]. Далее, словами: **всяк, иже оставит жену,** Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но как говоря о душе, что //погубивый душу свою Мене ради обрящет ю// [[new:mf:10:39|(Мф. X, 39)]], говорил это не для того, чтобы мы убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, - так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Мне кажется также, что Он говорит здесь еще и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас требуют этого, говорит Господь, оставьте и жену, и отца, о чем и Павел говорит: //аще ли неверный отлучается, да разлучится// [[new:1kor:07:15|(1 Кор. VII, 15)]]. Возвысив таким образом апостолов и утвердив их в надежде награды, определенной и им самим и всей вселенной, Господь присоединил: **мнози будут перви последнии, и последни первии** [[new:mf:19:30|(Мф. XIX, 30)]]. Слов этих нельзя ограничивать некоторыми только лицами. Они относятся ко многим и другим; впрочем в них говорится и о верующих, и о непокорных фарисеях, как и прежде о них же говорил Господь, что //мнози от восток и запад приидут, и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом, сынове же царствия изгнани будут вон// [[new:mf:08:11|(Мф. VIII, 11, 12)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Тогда отвещав Петр рече Ему: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам** См. Толкование на [[new:lk:14:26?&#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 14:26]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам** Из порабощенных веществом мира никто не может подражать Господу. И [лишь] могущие сказать: **Вот, мы оставили все и последовали за Тобою** - [одни они] приемлют силу подражать Ему и свершать заповеди Его. //**Слово о подвижнической жизни.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам** Апостол Петр как бы объясняет ответ Спасителя и подкрепляет личным примером, и при этом примером многочисленным: **вотъ, мы оставили все и послъдовали за Тобою**. Богатый юноша не сделал этого, а мы сделали. Прекратилась наша влюбленность в вещи этого мира; прекратилось наше идолопоклонство, наше вещепоклонство, наше обоготворение материи, и мы - послъдовали за Тобою. Значит: мы прошли через иглины уши, и идем за Тобою. А куда же мы идем, и **что же будетъ намъ**? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам** **Оставили все** – то есть не рыбарские только сети и самое незначительное состояние свое, а особенно страсти, прихоти, склонности и привычки мира. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам** Великая вера: Петр был рыбаком, он не был богачом, своими руками и искусством зарабатывал хлеб, и однако говорит с полным доверием: **Оставили все.** Но так как недостаточно оставить все, он присоединяет и то, что говорит о [их] совершенстве: **И последовали за Тобою.** "Мы сделали то, что Ты повелел; итак, какую награду Ты дашь нам?" //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам** Хотя Петр, будучи беден, по-видимому, не оставил чего-либо большого, однако знай, что на самом деле и он оставил многое. Мы, люди, бываем крепко привязаны и к немногому. Петр же пренебрег всем приятным в мире, подавил даже и естественную любовь к родителям. Эти страсти воюют не только против богатых, но и против бедных. Что же Господь? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Авва Аммон ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам** Авву Аммона спросили: «Какой путь есть путь тесный и прискорбный?». Он отвечал: «Тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога. Сие значит: **се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом»** [[new:mf:19:27|(Мф. 19:27)]]. **//Скитский патерик.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда отвещав Петр рече Ему: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам** Что это все, блаженный Петр? Лодку, сеть, удочку и рыболовство? Да, – говорил он, – все, что имел и сколько имел; совесть моя – чиста. Когда Спаситель сказал юноше: //аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси// [[new:mf:19:21|(Мф. 19:21)]], то Петр убоялся за себя и за других учеников, как менее совершенных, потому что они не продали своего имущества и не отдали нищим. Поэтому он и говорит: вот мы не продали своего имения и не раздали нищим, но просто оставили все, что имели и последовали за Тобою; что же нам будет в награду за это? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 27-28 **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Что такое обещает Иисус Христос апостолам за то, что они все, т. е. все мирские удовольствия, даже домы и сродников, оставили и пошли за Ним, – что они, **в пакибытии, когда сядет Он на престол славы своей, сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых**? Это значит что они воцарятся с Иисусом Христом в небесном царстве. **Пакибытие** – это новая жизнь (**паки** – еще, опять), которая откроется после воскресения мертвых, суда Христова и кончины cего мира. **12 престолов** по числу апостолов. Престолы означают не седалища, а ими означается слава и честь, которых апостолы будут удостоены от Господа. Апостолы будут **судить 12 колен израилевых**, т. е. они обличат 12 колен, на которые разделился иудейский народ, в неверии в Иисуса Христа: потому что они и сами были иудеи, и однако ж уверовали в Иисуса Христа. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Тогда**, т. е. после того, как Иисус Христос высказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от Иисуса Христа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Господа. **Оставихом вся** (оставили все). **Все**, — что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные жилища свои, т. е. показали такое же самоотвержение, какое оказал бы богач, отказавшись от своего богатства. **Что убо будет нам?** — т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше самоотвержение? Св. Златоуст замечает при этом, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным, знал, что бедность его ни мало не вредит ему. Апостол предложил вопрос от лица всех. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам** ([[new:mk:10:28|Мк. 10:28;]][[new:lk:18:28| Лк. 18:28)]]. Здесь очевидная ссылка на [[new:mf:19:21|Мф. 19:21]]. Если для следования за Христом нужно было оставить все, то Петр и другие ученики это именно и сделали. Порядок их действий был именно таков, какой указан Самим Христом в 21 стихе. Сначала оставление всего, а потом следование за Христом. Апостолы, правда, не походили на богатого юношу; у них не было большого имения. Но если принять, что степени богатства бывают разные, что один бывает богат, имея в запасе сто рублей, тогда как другой бывает беден и при тысячах, то Петр имел полное право утверждать, что ученики не только оставили все, но даже оставили и все свои богатства. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]