[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** См. Толкование на [[new:mf:19:27#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:27]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** Чтобы кто-нибудь не подумал, что сказанное относится только к ученикам, Господь распространил слово на всех, поступающих подобным образом. Ибо даже если остальные не достигнут одного с учениками, тем не менее они обретут вместо сродников по плоти родство с Богом и братство со святыми. Он говорит о старцах и старицах Церкви, которых они обрели по любви как сродников, возлюбленных по расположению, любящих намного более, чем сродники по плоти (от которых они получили даже деньги, чтобы распорядиться ими, как пожелают), поскольку им уготованы будущие блага, вместо полей - рай, и вместо домов из камней - горний Иерусалим, матерь первенцев. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** Они последовали Ему в омовении крещением, освящении верой, принятии наследства и воскресении из мертвых. Это то обновление, которому последовали апостолы и которого не мог дать закон; оно соединило их над двенадцатью престолами, где они судят двенадцать колен Израиля, во славу двенадцати патриархов. Прочим же, кто следует за Ним, презрев век свой, Он обетовал изобилие стократного урожая. Этот стократный урожай подобен небесной радости, наполняющей при обретении сотой овцы. Этот стократный урожай - тот, что принесет плодородие самой лучшей земли. Эта честь уготована была Церкви уже в имени Сарры. Эта честь заслужена будет утратой закона и евангельской верой. А потому и говорит Он, что последние становятся первыми, ибо первые становятся последними. **//Комментарий на Евангелие от Матфея.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** Потому что поскольку Бог и Отец дал за нас Сына Своего возлюбленного, и Сам Единородный Сын Божий дал Себя за нас, то справедливо требует, чтобы и мы пренебрегли всеми близкими нам по родству, если они окажутся препоной для благочестия и образа жизни, который отвечает сему. И что говорю: близкими по родству? – Ибо, когда призовет время, требуется, чтобы каждый и душу свою положил; что вместе – справедливо и необходимо, если кто желает получить вечную жизнь; поскольку и Сам Сын Божий положил душу Свою за нас; посему опять Он говорит: //«Иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин»// [[new:mf:10:38|(Мф.10:38)]]. Крест же заключается в том, чтобы распять плоть со страстьми и похотьми. **//Омилия 25, произнесенная в Неделю всех Святых.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** К этому благовестию Спаситель прибавляет еще и это: **и всякiй, кто оставитъ домы, или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дътей, или земли, ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслъдуетъ жизнь въчную**. - «Каждый», к какому бы ни принадлежал народу, когда бы ни жил, если он предпочтет Господа Христа всему - получит все это сторицею, и жизнь вечную. Свидетели тому бесчисленные святые: Мученики, Исповедники, Апостолы, Бессребренники, Преподобные, святые Отцы, Праведники, и остальные усердные христиане. Всех их всебогатый Богочеловек - Господь Христос обогатил и обогащает, Своим небоземным Евангелием: непреходящими благовестиями и блаженствами за веру в Него и любовь к Нему через нашу жизнь в святых таинствах евангельских и святых добродетелях евангельских. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** Но не то еще ожидает верных последователей Христовых, жертвующих для Господа всем, что для них дорого в этой жизни. Они в сто раз (говорится неопределенно) больше получат, чем сколько оставили, и в добавок наследуют блаженную вечность. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 29-30 **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые последними, и последние первыми** Место это совпадает с тем словом Спасителя, которым Он говорит: //Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34-36)]]. Итак, тот, кто ради веры во Христа и проповеди Евангелия оставит с презрением все склонности и богатства, и удовольствия мира, [тот] в сто раз больше получит и будет обладать вечной жизнью. По поводу этого слова Господа многие принимают учение о тысячелетнем Царстве после Воскресения, говоря, что тогда мы в сто раз больше получим, чем то, что мы оставили, и что нам должна быть дана в награду вечная жизнь. Они не понимают, что если в отношении к прочему обетование является почетным (digna), то в отношении к женам было бы позорным, чтобы оставивший ради Господа одну [жену] получил в будущем сто. Таким образом, смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным. Посему апостол и говорит, что те, которые оставили только малый дом и незначительные поля в одной области, бывают //как бы ничего не имеющие, но всем обладающие// [[new:2kor:06:10|(2 Кор. 6:10)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную** Чтобы кто-нибудь не подумал, что сказанное выше касается одних только учеников, Господь распространил обетование на всех, поступающих подобно ученикам Его. И они, вместо родственников по плоти, будут иметь свойство и братство во Христе, вместо полей - рай, вместо каменных домов - горний Иерусалим, вместо отца - старцев в церкви, вместо матери - стариц, вместо жены - всех верных жен, не по браку - нет, но по духовной любви и попечению о них. Но Господь не повелевает непременно разлучаться с домашними, а только тогда, когда они препятствуют благочестивой жизни. Подобным образом Он повелевает пренебрегать душой и телом, а не в том смысле, что надо убивать самого себя. Смотри, как Бог, будучи благ, не только возвращает нам покинутое нами, но сверх того дает еще и вечную жизнь. Постарайся же и ты продать имение свое и раздать нищим. А имение это у гневливого - его гнев, у прелюбодея - его прелюбодейная склонность, у злопамятного - памятозлобие и т. д. Продай же это и отдай бедным, то есть демонам, у которых нет ничего доброго. Возврати свои страсти виновникам страстей и тогда будешь иметь сокровище, то есть Христа, на небе, то есть в своем уме, поднявшемся на высоту. Ты можешь иметь внутри себя небо, если станешь таким, каков Тот, кто превыше всех небес. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит** Вы, двенадцать, получите то, что Я сказал, а все остальные, верующие, получат вот что. Матфей сказал: //имене Моего ради//, т.е. ради Меня, – Марк ([[new:mk:10:29|10, 29]]) прибавил: //и Евангелия ради//, т.е. ради проповеди, а Лука ([[new:lk:18:29|18:29]]) сказал: //Царствия ради Божия//, т.е. чтобы достигнуть его. Подобно тому как когда Он говорил: //иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю//, говорил не то, чтобы мы самих себя убивали, а то, чтобы веру в Него предпочитали самой душе своей, так и теперь, говоря: //иже оставит жену//, сказал не для того, чтобы мы прямо разрывали браки, но для того, чтобы самому даже браку предпочитали и Его, и Евангелие, и Царство Божие. Это же нужно сказать и о всяком другом родстве и свойстве. Марк ([[new:mk:10:30|10:30]]) и Лука ([[new:lk:18:30|18:30]]), рассуждая об этом подробнее, говорят, что такие получают стократную награду в это время, т.е. в нынешнем веке, и жизнь вечную в грядущем, т.е. будущем веке; стократную, т.е. во много раз большую, или гораздо большую, как сказал Лука. Но каким образом кто-либо получит во много раз большую награду в нынешнем веке? Таким образом, каким получили апостолы, мученики и все остальные праведники. Обрати внимание на то, что дома всех верующих были для них открыты; вместо братьев и сестер они приобрели себе всех святых мужей и жен, – вместо отцов – всех любящих их, заботящихся о них и сострадающих им, потому что это свойственно отцу, – вместо матерей – всех такого же рода женщин, – вместо жен – всех служивших им и заботившихся о них, потому что это свойственно жене, – вместо детей – всех учеников. Кроме того, они имели в своей власти все поля верующих, – и что всего удивительнее, они имели все это среди гонений, как прибавил Марк ([[new:mk:10:30|10, 30]]), т.е. будучи преследуемы врагами веры. Может быть также во много раз большей наградой и дар исцелений, и пророчество, и другое что-либо подобное. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** Это значит, что Иисусу Христу, т. е. вере в Него и спасению на небе, должно предпочитать все самое и дорогое для нас, каковы родители, братья, жена, дети и пр.; потому должно оставлять их, когда они отвлекают от Христа и влекут к вечной погибели. Так, во времена гонений, многие отцы детей, мужья жен, жены мужей своих отвлекали от Христа и удерживали в неверии. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа и тем указывается, что должно предпочитать Христа и спасение своей души всему, и самому близкому, самому дорогому, а не то, чтобы действительно оставлять все и удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего — это высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что выше сказано о безбрачии: //не все вмещают слово сие, могущий вместить да вместит//, или о расточении богатства: //если хочешь быть совершенным// и пр. Св. Златоуст по поводу сих слов Христовых прибавляет: «Здесь говорит Господь еще и о гонениях. В то время отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию». **Сторицею примет** (получит во сто крат). Разумеется воздаяние не только в будущей, а и в сей жизни — но воздаяние духовное, каково: «Мир сердечный, радость духа, утешение неизглаголанное и другие дары благодати, которыми Господь преисполняет души своих верных рабов, и которые превосходят все земные блага и радости гораздо более, чем сто превосходит единицу» (блаж. Иерон.). Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностью или оставлением всех вещей гораздо более, чем богатый всем своим богатством и всеми своими угодьями. Это и видим мы на апостолах, мучениках и подвижниках. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** [[new:mk:10:29|(Мк. 10:29-30;]] [[new:lk:18:;29|Лк. 18:29-30)]]. Любовь ко Христу ставится выше любви к земным приобретениям и родственным связям. Этот стих, впрочем, не следует, по-видимому, понимать в строго буквальном смысле, так как это было бы несогласно не только с учением Христа, но и с собственными Его действиями (см., например,[[new:in:19:26| Ин. 19:26]] и проч.). Любовь ко Христу придает особый смысл как земным приобретениям, так и родственным связям. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]