[<10>] ====== Толкования на Мф. 20:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** См. Толкование на [[new:mf:20:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 20:1]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** Устрашающе то, что за этим следует. **Ибо много званых, а мало избранных**; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает то же? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. Потому и говорит Павел: //Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются// [[new:tit:01:16|(Тит. 1:16)]], и Иаков тоже: //вера без дел мертва// [[new:iak:02:20|(Иак. 2:20)]]. И Господь говорит через псалмопевца: //Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число// [[old:ps:039:06|(Пс. 39:6)]]. По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** См. Толкование на [[new:mf:20:08#prp_iustin_popovich|Мф. 20:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** См. Толкование на [[new:mf:20:14#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 20:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** См. толкование на [[new:mf:20:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 20:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Тако будут последнии перви, и первии последни: мнози бо суть звани, мало же избранных** **Тако будут последнии перви, и первии последни** Это не заключение из притчи, потому что там последние уравниваются с первыми, а здесь последние являются первыми; но это особое изречение, показывающее, что подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. Такими могут быть и христиане, и иудеи, или из верующих те, которые в начале были небрежны, а в конце становятся усердными, и те, которые в начале усердны, а в конце становятся небрежными. И не только в вере бывают такие перемены, но и в жизни. **Мнози бо суть званы, мало же избранных** многие призваны к вере, но немногие становятся угодными Богу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** В этих словах выражается то, что было сказано в целой притче. **Мнози бо суть звани** (много званных), **мало же избранных**: это значит, что в царство Христово — в христианскую церковь и к райскому блаженству — призывается весь мир, но не все спасутся, а только избранные, т. е. желающие и домогающиеся этого, каковых сравнительно мало. И бывает еще так, что вступившие на путь веры и спасения позднее других вознаграждаются столько же, сколько первые, вступившие ранее, и даже более их, смотря по заслугам: **будут последние первыми, и первые последними** (чит. объясн. [[new:mf:19:30#prot_ioann_buxarev|30 ст. 19 гл.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** Слова, сказанные в [[new:mf:19:30|19:30]] здесь повторяются, и это ясно показывает, что в них именно заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми, и наоборот; но что может быть и так, при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха ούως (так), которое может значить здесь: вот, в таких или подобных случаях (но не всегда). Для объяснения 16 стиха находят параллель во [[new:2in:01:08|2 Ин. 8]] и думают, что она “дает ключ” для объяснения притчи, — с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова ст. 16-го: “ибо много званых, а мало избранных” следует признать позднейшей вставкой, как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениям. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из [[new:mf:22:14|Мф. 22:14]] и сильно затемняют смысл всей притчи. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных** См. Толкование на [[new:mf:20:01#troickie_listki|Мф. 20:1]] [<10>]