[<10>] ====== Толкования на Мф. 20:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** См. Толкование на [[new:mf:20:17#svt_ioann_zlatoust|Мф. 20:17]] //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ---- **«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет»**. Победитель смерти пред­рекает страдания; разрушающий крестом смерть предвозвещает крест; предвозвещает борьбу, чтобы проповедать победу. Потрудись опять и здесь уразуметь слова Господа. Смотри, с какою властью говорит Он: **«вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий»** предается на распятие. Тот, кто так предвозвеща­ет, во время самого подвига отлагает достоинство власти, отказывается от божественного своего достоинства, говоря: //«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия»// [[new:mf:26:39|(Мф.26:39)]]. Не видишь разногласия? Имей в виду домостроительство. Но возвратимся к предмету. Спаситель говорит ученикам: **«вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий»** предается. Смотри, с какою осторожностью говорит Он. Где Он возвещает о стра­дании, указывает на человеческую природу. Предается Сын человеческий. Страдает видимое тело, животворит умопостигаемое достоинство Божества. Разрушается смертью, братие, образ телесный; воздвигает разрушаемое сила Обитающего в нем. Один и тот же был и разрушаемый по плоти, и воздвига­ющий разрушаемое по Духу. //«Разрушьте//, – говорит Он, –// храм сей, и Я в три дня воздвигну его»// [[new:in:02:19|(Ин.2:19)]]. **«Вот, мы восходим в Иерусалим»**. Последователям Христа никогда нельзя нисходить, а всегда подобает восходить. Впрочем, – если и в чувственном смысле толковать, – дорога из Иерихона в Иерусалим была восходом. Если толковать в духовном смысле, то страдание было восходом к воскресению, так как воззвало на небо Адама, низвергшегося в ад, и возвело на высоту лежавший долу образ (человеческий). **«Восходим во Иерусалим»**. Где Бог, там восхождение добродетели; где нечестие, там снисхождение беззакония. Вот почему о подвизающихся в добродетели Да­вид говорит: //«Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они восхвалят Тебя. Блажен муж, для которого есть защита у Тебя, который в сердце своем положил ...восхождение»// [[old:ps:083:05|(Пс.83:5–6)]]. //«Вос­хождения»//, то есть, благочестивые и возвышенные помыслы, которые возводят на высоту добре мыслящих о Боге. Есть путь целомудрия, возводящий на высоту; путь правды, ведущий на высоту; словом, всякий путь благочестия возводит любящего Бога на ту высоту, о которой говорили язычники: //«придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева»// [[old:mih:04:02|(Мих.4:2)]]. Где слово благочестия, там и восхождение, а где нечестие, там очевидно снисхождение. И Давид пророк свидетельствует: //«Спас меня ...от нисходящих в могилу»// [[old:ps:029:04|(Пс.29:4)]], и еще: //«Ты, Который возносишь меня от врат смерти»// [[old:ps:009:14|(Пс.9:14)]]. Таким образом и **«восходим»** не напрасно сказано. **«Вот, мы восходим»**. Но Спаситель один только идет на страдание; почему же Он говорит во множественном числе: **«восходим»**? Хотя страдания, хочет сказать Он, мои, но спасение обще всем людям. Вот почему и божественный Павел из­рек, как только что вы слышали, высокое и дивное то слово: //«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»// [[new:gal:02:19|(Гал.2:19–20)]]. Желая затем показать и плод креста, он тотчас же вслед за Ним присовокупил: //«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)»// [[new:gal:03:13|(Гал.3:13]]; [[old:vtor:21:23|Втор.21:23)]]. **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** См. Толкование на [[new:mf:20:17#prp_iustin_popovich|Мф. 20:17]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** См. Толкование на [[new:mf:20:17#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 20:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** См. толкование на [[new:mf:20:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 20:17]] ===== Евфимий Зигабен ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** См. толкование на [[new:mf:20:17#evfimij_zigaben|Мф. 20:17]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** **Первосвященникам и книжникам** (ср. прим. к 2, 4.17, 22), которые вместе со старейшинами составляли Синедрион, верховное судилище иудейское по важнейшим вопросам церковного и народного управления. — **И осудят Его на смерть**: иудеи не имели права предавать кого-либо смертной казни; это право обладатели их, римляне, оставили за собою; но они могли поставить смертный приговор и требовать исполнения его от римского прокуратора; это и случилось с Иисусом Христом (ср. [[new:mf:26:66|Мф. 26:66]]; [[new:mf:27:02|27:2]]). //**Толковое Евангелие.**// ===== Анонимный комментарий ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** **Вот, мы восходим в Иерусалим**. Вот - способ выражения, когда в свидетельство призывается необходимость сокрыть в сердце своем то, о чем уже известно заранее. Словно бы Он говорил: «Вот, теперь уже в третий раз Я возвещаю вам тайну Моего Страдания». Будучи неоднократно повторенным, все это глубже поселялось в их мыслях. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 18-19 **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет** **Сын Человеческий**, т. е. Он, Христос [[new:mf:08:20|(20 ст. 8 гл.)]]. **Предан будет**. Господь предвидел и предзнал, что один из 12-ти учеников предаст Его. **Архиереем и книжником**. Книжники и первосвященники, вместе с народными старейшинами, составляли у Евреев важнейшее судилище, так называемый синедрион [[new:mf:02:04|(2 гл. 4 ст.)]]. **Осудят Его на смерть**. Когда Римляне поработили Иудеев, то предоставили Иудеям право только осуждать преступников на смерть, но право предавать смерти оставили за самими собою, как все это и исполнилось над Иисусом Христом (чит. [[new:mf:26:66|26 гл. 66 ст.]] [[new:mf:27:02|27 гл. 2 ст.)]]. **Предадят Его языком** (язычникам), т. е. римским властям для утверждения и исполнения смертного приговора над Ним, именно римскому правителю в Иудеи в это время, Пилату и его войску, **на поругание, и биение, и пропятие** (здесь Господь в первый раз упоминает о Своем распятии на кресте), **и в третий день воскреснет**. Так и совершилось все это (чит. [[new:mf:27:26|27 гл. 26-30 ст.]] и [[new:mf:28:start|28 гл.)]]. Евангелист Лука, повествуя о предсказании Господа Своим ученикам о страданиях и смерти при другом случае, прибавляет: //Но они ничего из этого// (предсказания) //не поняли; слова сии были для них сокровенны// [[new:lk:18:34|(18, 34)]]. Так было и в это время, как видно из дальнейшего повествования. Апостолы никак не могли понять: как это Господь Бог, сотворивший все, мог подвергнуться мучениям и смерти? **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет** [[new:mk:10:33|(Мк. 10:33]], [[new:mk:10:33|34]]; [[new:lk:18:32|Лк. 18:32-34)]]. Под “//язычниками//” разумеются римляне. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть** См. Толкование на [[new:mf:20:17#troickie_listki|Мф. 20:17]] [<10>]