[<10>] ====== Толкования на Мф. 20:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** См. Толкование на [[new:mf:20:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 20:21]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** См. Толкование на [[new:mk:10:38#prp_maksim_ispovednik|Мк. 10:38]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 22-23 **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** Все человеческое должно охристовиться, чтобы оно могло вечно быть со Христом. Тут участвует весь человек и все Троичное Божество. В Своем богочеловеческом смирении Господь Иисус переносит на Отца Своего Небесного дарование Царства Небесного и раздачу вечных наград. В судьбе человеческой участвует весь Бог и весь человек, Сам Бог лично и сам человек лично. Но в самой глубине своей, тут все – Божие. Следует через христоустремленные и богоустремленные подвиги воздать «Богу Божие». А это – весь человек, все тело и вся душа его, ибо все это есть Божие [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20]]; ср. [[new:mf:22:21|Мф. 22:21)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите.** - Просит мать, а Господь говорит ученикам, разумея, что просьба ее была следствием желания ее сыновей. **Можете ли пить чашу, которую Я буду пить? Они говорят Ему: можем.** - Под чашей, о которой говорится в Священном Писании, мы разумеем страдания соответственно словам: //Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия// [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39)]] и в псалме: //Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову// ([[old:ps:115:03|Пс. 115:3]] и далее) и непосредственно вслед затем прибавляет, какая это чаша: //Драгоценна перед Господом смерть святых Его//! //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** Оставивши мать, Господь вступает в разговор с сыновьями, чтобы показать, что Ему известно, что они заставили мать так говорить. Он говорит им: **"не знаете, чего просите"**, не знаете, что это велико и изумительно даже и для ангельских сил. Потом, отклоняя их от таких помыслов, направляет их ум к скорбям. Спрашивает же не потому, что не знал, но чтобы заставить их ответом открыть внутреннюю болезнь духовную, то есть честолюбие, и чтобы они постарались исполнить обещание. Он говорит как бы так: поелику никто не может стать участником в Царстве Моем, если не будет участником и в Моих страданиях, то скажите Мне, можете ли вы вынести таковые страдания? //"Чашею"// он называет Свои страдания и смерть, показывая, с одной стороны, что эти страдания так легки, как легко выпить чашу, а потому и нам должно с готовностью идти на страдания, а с другой стороны - названием //"чаша"// показывая, что и Сам Он добровольно идет на смерть. Далее, как выпивший чашу, будучи отягчен, тотчас засыпает, так и испивший чашу страдания погружается в сон смерти. Смерть Свою Он называет крещением, потому что Его смерть имеет для всех нас очищающее значение. Они дали обещание, не понимая, о чем идет речь, и с готовностью обещая все, чтобы только получить желаемое. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвещав же Иисус рече: не веста, чесо просита: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися? Глаголаста Ему: можева** **Отвещав же Иисус рече: не веста, чесо просита** Отвечает только ученикам, потому что они подослали свою мать просить за них, и говорит: **не веста, чесо просита**. Сидеть кому-либо с правой стороны в Царстве Моем или с левой – это выше достоинства не только людей, но и Горних Сил, потому что Царство Мое не от мира сего, как вы думаете. А так как они ожидали, что это время не только Царства, но и успокоения, то Христос исправляет и это их мнение, показывая, что это скорее время печали и смерти. Говорит: **Можета ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися** Чаша означает здесь чашу смерти, а крещение – крещение кровью; чашей и крещением называет Свою смерть, – чашей, потому что Он радостно принял ее за людей, а крещением, потому что она очищает их. Присоединив: **юже Аз имам пити, и имже Аз крещаюся**,– ясно показал, что не участвующий в Его страдании не будет иметь участия и в Его Царстве. **Глаголаста Ему: можева** На все соглашаются, желая получить просимое. Златоуст говорит, что они, не понимая слов – чаша и крещение, согласились от сильного желания. Что же Христос? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** //Чаша// и //крещение// - не одно. Ибо //чаша// - это страдание, а //крещение//- сама смерть. Более того, как говорят, крещение очень напоминает окрашенную шерсть: как шерсть, имеющая естественную окраску, погружается, чтобы приобрести пурпурный или какой другой цвет, так и мы нисходим в смерть как телесные сущности и восстаем как сущности духовные. Апостол говорит: //сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное// [[new:1kor:15:42|(1 Кор. 15:42-44)]]. Да, всякая смерть имеет в себе страдание, однако каждое страдание не содержит в себе и смерть. Было много людей, которые пострадали, но убиты не были - таковы исповедники. Они все действительно испили чашу Господню, но не крестились Его крещением. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** Апостолы не имели надлежащего понятия о Христовом царстве, которое должно было быть не таково, как обыкновенные земные царства; потому Он и говорит им: **не знаете, чего просите** (не веста, чесо просита). **Можета ли пити чашу** и проч. Здесь Господь указывает, что еще прежде прославления предстоят Ему Самому и апостолам Его великие подвиги — придется страдать и умереть. **Пить чашу и креститься крещением** значит страдать и умереть. Эти выражения, особенно первое, употребляются в таком именно смысле в Священном писании [[old:is:51:17|(Ис. 51:17-22.]] [[old:ps:074:09|Пс. 74:9.]] [[new:in:18:11|Ин. 18:11)]]. Выражение **пить чашу** заимствовано от обычая восточных царей посылать чашу с ядом осужденным на смерть. Принятие страданий и смерти за веру представляется как бы погружением в них человека, очищающим его подобно очищению в водах крещения. **Говорят Ему: можем** (глаголаста Ему: можева). Так отвечали апостолы, толкует св. Златоуст, в жару усердия, не зная того, что сказали, и надеясь услышать согласие на свое прошение. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** [[new:mk:10:38|(Мк. 10:38)]]. Спаситель указывает, что ученики не знают и не понимают, в чем заключается Его истинная слава и Его истинное владычество и царство. Это – слава, владычество и царство Отрока Господня, предающего Себя в жертву для искупления человечества. Златоуст выражает это хорошо, так перифразируя речь Спасителя: “вы напоминаете Мне о чести и венцах, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих”. В сущности, в словах матери сынов Зеведеевых и их самих содержалась просьба о допущении к страданиям, которые предстояли Христу и о которых Он уже говорил раньше. Поэтому реальный смысл просьбы был страшен; но ученики не подозревали этого. Спаситель, в полном согласии с только что преподанным сообщением, или, лучше, учением (20:18, 19), разоблачает истинный ее смысл. Он указывает на чашу, которую Ему предстояло пить [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39)]], которую псалмопевец [[old:ps:114:03|(Пс. 114:3)]] называет болезнями смертными, муками адскими, теснотою и скорбью (на эти тексты указывает Иероним в своем толковании 22 стиха). Спаситель не говорит, что просьба учеников основывалась на неправильном представлении учениками природы Его духовного Царства и не предсказывает здесь о том, //что Он будет распят среди двоих разбойников.// Он говорит только, что страдания, принесение Себя в жертву и смерть не ведут и не могут быть путем к мирскому владычеству. Он говорит только о чаше, не добавляя, впрочем, что это будет чаша страданий. Очень интересно, что слово “чаша” употреблялось в ветхозаветном писании в двух смыслах, для обозначения и счастья [[old:ps:015:05|(Пс. 15:5;]] [[old:ps:022:05|22:5)]], и бедствий [[old:ps:010:06|(Пс. 10:6;]] [[old:is:03:22|Ис. 3:22)]]. Но сомнительно, поняли ли слова Христа ученики в первом именно смысле. Самое вероятное предположение то, что их понимание было, так сказать, чем-то средним (ср. [[new:lk:18:34|Лк. 18:34)]]. Они не понимали всей глубины смысла слова “чаша” со всем, что здесь подразумевалось; но, с другой стороны, не представляли дела и так, что тут будут только одни страдания и ничего больше. Они могли представлять дело так: для приобретения внешнего, мирского владычества им нужно предварительно испить чашу страданий, которую предстояло испить Самому Христу. Но если Сам Христос будет ее пить, то почему же и им не принять в этом участия? Это не должно превысить и не превысит их сил. И вот, на вопрос Христа ученики смело отвечают: можем. “В пылу усердия они тотчас изъявили согласие, не зная того, что сказали, но надеясь услышать согласие на свою просьбу” (Иоанн Златоуст). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем** См. Толкование на [[new:mf:20:17#troickie_listki|Мф. 20:17]] [<10>]