[<10>] ====== Толкования на Мф. 21:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их** См. Толкование на [[new:mf:21:12#svt_ioann_zlatoust|Мф. 21:12]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их** Храм – это домъ молитвы – дом Божий, и поэтому дом милости для всех слабых, хромых, слепых. Они исцеляются от всех болезней Богом, непосредственно или опосредованно. Молитва – посредник; она низводит целительную силу Божью на больных, особенно через священников, а иногда и непосредственно. Воплотившись, Богочеловек претворил тело человеческое в дом Божий, ибо Им тело человеческое стало телом Божиим. Поэтому Церковь есть и называется телом Христовым, телом Богочеловека. Христиане – сотелесники этого Богочеловеческого тела, которое есть дом Божий – домъ молитвы. Поэтому все настоящие христиане – //«свои Богу»// [[new:ef:02:19|(Еф 2:19)]]. Исцеление всех недугов совершается в Церкви, которая есть дом Божий, тело Христово. В ней как таковой пребывают и струятся все Божественные силы; а они не терпят ничего болезненного, смертного, греховного, диаволова, но все это изгоняют из человека, исцеляя его от всех болезней и недугов. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их** Везде вижу благодеяния и чудеса Сладчайшего Иисуса. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их** Если бы Он не опрокинул столов меновщиков монет и продавцов голубей, то слепые и хромые не заслужили бы того, чтобы получить прежнюю возможность видеть и восстановление способности ходить. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И приступили к Нему в храме хромые и слепые, и Он исцелил их** Исцелением больных показывает, что Он Бог и что Он хорошо сделал, изгнавши из храма недостойных. Здесь указывается и то, что по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приняты и исцелены им хромые и слепые из язычников. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И приступиша к Нему хромии и слепии в церкви: и изцели их** Хромой есть всякий, кто не идет прямо к добродетели, а слепой – кто не понимает, что хорошо. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== Ст. 14-17 **И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** Если колонна, которая в храме была поставлена правильно, под давлением тяжести становится прочнее, то неправильно поставленная колонна под тяжестью груза на ней только отклоняется от центра. Так же и сердце человеческое, если оно праведно, то совершенствуется в мудрости, когда видит добрые дела праведника или слышит о них. А вот сердце развращенное, видя дела человека праведного или слыша о них, не только не укрепляется, но разгорается большей завистью и становится еще хуже. Вот и первосвященники, видя, как Христос исцеляет больных и как дети славят Его, не только не начинают верить, но еще больше ожесточаются против Него, говоря: //слышишь ли, что они говорят ? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?// [[old:ps:008:03|(Пс. 8:3)]]. Словно бы Он сказал: «Моя вина, что дети восклицают хвалу Мне. А разве Моя вина в том, что пророк предсказал это тысячи лет назад?» Если вспомним, как евангелие говорит выше, что //народ, предшествовавший и сопровождавший, восклицал// [[new:mf:21:09|(Мф. 21:9)]], то мы поймем, что народ и назван //младенцами// за простоту сердец их, а не по их возрасту, ибо младенцы и кормящиеся грудью не могут ни понимать, ни восхвалять. Подобным образом названы они и грудными детьми, потому что их восклицания происходили от радости производимых Христом чудес, как у детей вызывает такую радость сладость молока; как написано: //Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери ? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди// [[old:ps:130:02|(Пс. 130:2)]]. Молоко олицетворяет проявление чудес, а хлеб - учение о совершенной праведности, как говорит апостол: //И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы// [[new:1kor:02:04|(1 Кор. 2:4)]]. И еще: //И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах// [[new:1kor:03:01|(1 Кор. 3:1-2)]]. Всякое вступление к вере, то есть начала учения, зовется //молоком//, поскольку оно может быть усвоено без напряженного пережевывания и поскольку оно сладко на вкус, как молоко. Так же и чудеса не требуют больших усилий от тех, кто становится их свидетелями. Чудеса поражают смотрящих и как бы приглашают поверить. Хлеб, напротив, обозначает то самое учение более совершенной праведности, которое никто не способен усвоить без большого усердия разума в осмыслении дел духовных, ибо любой слышащий о нем имеет нужду обдумать и проанализировать это внутри себя - словно пережевать это духовными зубами. //**Толковая Библия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 14-15 **И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали** **Архиерее и книжницы** (чит. о них в [[new:mf:02:04#prot_ioann_buxarev|4 ст. 2 гл.)]]. **Отроки зовущие** (детей восклицающих). Дети, конечно, подражая старшим, тоже прославляли Господа, восклицая слова, слышимые от них: **Осанна Сыну Давидову**. **Негодоваша** (вознегодовали), потому что были врагами Иисуса Христа, а между тем видели, какую любовь народ имеет к Нему, и что народ принимает Его за Мессию. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Троицкие листки ===== **И приступили к Нему в храме хромые и слепые, и Он исцелил их** См. Толкование на [[new:mf:21:01#troickie_listki|Мф. 21:1]] [<10>]