[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. Толкование на [[new:mf:22:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:1]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. Толкование на [[new:mf:22:01#svt_grigorij_dvoeslov|Мф. 22:1]] ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 2-5 **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою** Здесь **«браком»** Он называет соединение Сына Божия с человеческой природою, и чрез нее с нашим естеством. Потому что так и Павел, говоря, что тайна брака – велика, присовокупил: //«Аз же глаголю во Христа, и во Церковь»// [[new:ef:05:32|(Еф.5:32)]]. И в ином месте он так говорит нам: //«Обручих вас единому мужу, деву чисту представити Христови»// [[new:2kor:11:02|(2Кор.11:2)]]. Почему же не говорится «брак», но – **«браки»** сотворил Царь Небесный, Высочайший Отец Своему Сыну? – Потому что Жених чистых душ Христос с каждой таковой душою таинственно сочетаясь, дает Отцу иметь «венчальную» радость о сем; ибо Сам Он говорит: //«Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся»// [[new:lk:15:07|(Лк.15:7)]]. Потому что, опять же, сия радость, как говорит Апостол, есть плод Духа Святаго, Который путем обращения соединяет и сочетавает со Христом души живущих в покаянии, кая радость объемлет живущих в Боге, будь то на небе или будь то на земле; посему радость бывает на небе об одном грешнике кающемся. Итак, ради сего неизреченного, уже совершившегося, соединения человеческого естества с Сыном Божиим, даровавшим нам покаяние, и ради сей таинственно торжествуемой Богом и Отцом радости на небесах, были посланы рабы: Иоанн Предтеча Господень, Захария, которого Иудеи убили между храмом и жертвенником, Симеон Богоприимец, и вообще все те, которые прежде спасительной Страсти и Воскресения, возвестили совершившееся уже пришествие во плоти Господа на землю. Итак, они были посланы, чтобы пригласить званных, т.е. – Иудеев, потому что они были призванные, как и ранее чрез Пророков были призываемы, но они не захотели придти, т.е. – уверовать и стать участниками неизреченного общения и благодати, хотя часто и ранее и теперь они были призываемы. Тогда снова, говорит Он, – о, неизреченное великодушие! – Царь послал иных рабов, говоря: **«Се обед Мой уготовах, юнцы Мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки»**. Они же услышав, одни, пренебрегши, пошли на (свои поля) и торговлю. – Многим ли отличаются от них те, которые выдвигая как предлог сбор урожая или виноградники или непорядки в делах, оставляют священные собрания и не желают слушать священного псалмопения и поучения? – Иные же, говорит Христос, – схватив рабов, оскорбили и убили (их). – Не очень далеки от этих и те, которые и теперь не покоряются Предстоятелям Церкви, и если что не по ним, враждебным образом поносят их. **//Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** Посмотрим, что это за брак таинственный? Святое Евангелие говорит: **уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему**. Кого здесь называет Царем Господь наш Иисус Христос? Никого иного, как Самого Бога и Отца Своего. И для кого другого сотворил Отец браки, кроме Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа? Какого же царя дщерь благоволил Владыка всяческих и Господь избрать в невесту Сыну Своему? Из нас людей каждый, собираясь женить сына своего, со всем вниманием высматривает ему в невесты дочь какого-нибудь более знатного и более богатого, чем сам он. Но Бог кого найдет хоть бы сколько-нибудь равным Себе, чтоб дочь его взять в невесты Сыну Своему? О сем царе говорится у пророков, что Он есть //содержай круг земли, и живущии на ней аки прузи// [[old:is:40:22|(Ис. 40:22)]], //Бог вечный, Бог устроивый концы земли// [[old:is:40:28|(Ис. 40:28)]], и //на ничесомже утвердивши столпы ее// [[old:iov:38:06|(Иов. 38:6)]], //призираяй на землю и творяй ю трястися// [[old:ps:103:32|(Пс. 103:32)]]. Итак, такой Царь чью дочь взял в невесты и сотворил браки Сыну Своему? Узнаете, чью. Но безмерное снисхождение Божие делает меня исступленным. Хочу сказать и трепещу. Но, опять воодушевляясь благостию Его, приемлю смелость и говорю, что взял Он дочь человека, согрешившего пред Ним, сотворившего блуд и убийство, то есть взял в невесты дочь блудника и убийцы. Видишь ли благость и снисхождение неизреченное и несравненное? Видишь ли предельное человеколюбие? Видишь ли море любви и благостыни? После сего всякий, считающий себя великим, пусть научится из того, что я говорю, смиренномудрствовать и никого никогда не презирать, хотя бы он был царь, величайший всех других царей, или вельможа, знатнейший всех других вельмож, или богач, богатейший всех богачей. Пусть взирает он на Владыку и Господа всяческих, Святого святых, блаженного Бога и единого Вседержителя, живущего во свете неприступном и неизреченном, на Него, говорю, пусть смотрит, как Он снизошел столь много, что благоволил взять дочь блудника и убийцы в невесты Единородному Сыну Своему, невидимому, непостижимому, неисследимому, Содетелю и Творцу всяческих, тебя ради и твоего ради спасения. Но кто сей блудник и убийца, коего дочь избрал Бог в невесты Ему? Давид, сын Иессеев, убивший Урию и соблудивший с женою его. Его-то дочь, говорю, Марию, пренепорочную, чистую и пречистую Деву взял Он в невесты. Я называю ее пренепорочною и пречистою, сравнивая ее с нами, человеками, рабами ее; но, сравнивая ее с Женихом ее и Отцом Его, называю ее человеком, как и все люди, только святою и пресвятою паче всех людей, непорочною и чистейшею из всех родов. Итак, ее, Деву Марию, взял Он в невесты, и сотвори браки сыну Своему. Каким образом? Слушай повнимательнее. Отец Господа нашего Иисуса Христа послал с высоты небесной одного из рабов Своих, Гавриила Архангела, сказать Деве: //радуйся!// Он тотчас сошел на землю и соделался служителем таинства, говоря Деве: //радуйся, благодатная, Господь с Тобою// (см. [[new:lk:01:28|Лк. 1:28]])! И со словом сим во утробу Девы вошло все ипостасное, единосущное и совечное Отцу Слово Бог, и чрез наитие и содействие единосущного Ему Духа восприяло плоть от непорочных и чистых кровей ее, соделавшись совершенным человеком с телом и душою. И се неизреченное сочетание! Се таинственный брак Божий! Так совершился новозаветный союз Бога с человеками: Он принял плоть и даровал Божество. Сам пресущественный, преестественный Бог неслиянно соединился с тленным и бедным естеством и существом нашим человеческим. Зачала Дева, и предивно родила о двух естествах, Божестве и человечестве, единого Сына, совершенного Бога и совершенного человека, Господа нашего Иисуса Христа, Который ни девства матери Своей не нарушил, ни от недр Отца Своего не отлучился. Впрочем, руководясь словами Святого Евангелия, мы можем помыслить при сем и сказать и иное нечто, что таинственно всегда бывает со всеми сынами света. Ибо по какой причине не сказано: сотвори брак Сыну своему, а – **браки**? По какой? По той, что такой же точно брак бывает и с каждым верным сыном дня. Бог и с нами сочетавается пречистым и пренепорочным браком и производит в нас некое таинство, высшее всякой человеческой силы. Что же такое есть это, производимое Им в нас? Послушай со вниманием, да уразумеешь. После того, как Сын Божий и Бог, вошед во утробу Пресвятой Девы и восприяв от Нее человеческое естество и соделавшись человеком, родился от Нее, как мы сказали, совершенным человеком и совершенным Богом, будучи один и тот же и Бог, и человек неслиянно, – после сего, коль скоро и мы, человеки, веруем в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии, и, веруя, приемлем верно в сердца свои слово о сем и устно сие исповедуем, каясь при сем от всей души во всех прежних грехах своих, тотчас сей Бог Слово Отчее входит и в нас, как и во утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас, как семя. Слыша о сем страшном таинстве, ужасайся, но приемли слово о нем с верою и убеждением. Так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева и Богородица Мария, но духовно, однако же существенно. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. Толкование на [[new:mf:22:01#prp_iustin_popovich|Мф. 22:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. Толкование на [[new:mf:22:01#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 22:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. толкование на [[new:mf:22:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. толкование на [[new:mf:22:01#evfimij_zigaben|Мф. 22:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** Что разумеется под **царствием небесным**, см. в объяснении [[new:mf:18:23#prot_ioann_buxarev|еванг. 11 нед]]. **Царь** – это Бог Отец, царь всего мира. **Сын Царский** – это Господь Иисус Христос, Спаситель человеков, Сын Божий. Брак **для сына** – это учреждение церкви Христовой в вере. Вообще – это воплощение Сына Божия для спасения людей, т. е. теснейшее соединение в Нем естества Божеского и человеческого; в частности, это духовный союз Христа с церковью, т. е. со всеми своими верующими и со всякою христианскою душою. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** В древних толкованиях притчи у отцов и церковных писателей находим, во- первых, обилие общих мест, а во-вторых, аллегорических мнений, и это понятно, потому что с первых же стихов притчи видно, что в ней говорится о духовных предметах. Древние толкователи ставят ее в ближайшую связь с притчей о злых виноградарях. “Видишь ли, — говорит Златоуст, — какое различие между сыном и рабами представляется как в предыдущей притче, так и в этой? Видишь ли великое сходство и вместе великое различие той и другой притчи? И эта притча показывает долготерпение Божие и великое Его попечение, а также и нечестие и неблагодарность иудеев. Впрочем, эта притча заключает в себе больше первой: она предвозвещает отпадение иудеев и призвание язычников и, кроме того, показывает правильный образ жизни, и то, какая казнь ожидает беспечных.” Феофилакт говорит, что здесь “жених — Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего** См. Толкование на [[new:mf:22:01#troickie_listki|Мф. 22:1]] [<10>]