[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду** См. Толкование на [[new:mf:22:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:1]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду** Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть святую Церковь, то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей. С великим трепетом в сердце рассуждать надо о том, что последует: **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду**. Возлюбленные братья! Что, как вам кажется, обозначается //брачной одеждой//? Если скажем, что //брачная одежда// - это крещение или вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том //брачной одежды//, кто, пребывая в святой Церкви, не имеет любви, пусть даже есть в нем вера. Мы правы, когда говорим, что //брачная одежда// - любовь, потому что это именно то, что имел наш Творец, когда пришел на брачный пир соединения Себя с Церковью. И только любовь Бога сделала возможным то, что Его Сын Единородный соединился с сердцами избранных Своих. Иоанн говорит:// Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную// [[new:in:03:06|(Ин. 3:16)]]. **//Сорок гомилий на Евангелие от Матфея.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду** См. Толкование на [[new:mf:13:30#svt_grigorij_palama|Мф. 13:30]] **//Омилия 27, произнесенная во время жатвы.//** ---- **«Вшед Царь»**, – говорит, – **«видети возлежащих»**, т.е. пришедших из числа званных. Пришествие же Его для того, чтобы видеть и судить возлежащих, является возвещением имеющего быть в свое время суда. Итак, **«вшед Царь**, – говорится, – **виде ту человека не оболчена во одеяние брачное»**. – Одеяние духовного брака это – добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда. **//Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== Ст. 11-13 **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** Видишь, что говорит Господь? Что на браки собираются те, кои прелагаются от зла и делаются добрыми и добродетельными; те же, которые имеют в себе какое-либо лукавство или зло, хотя и входят на браки, но извергаются и изгоняются со стыдом ангелами, которые здесь называются слугами. Те, которые остались седящими за брачною трапезою, суть святые. Впрочем, я знаю некоторых, которые думают, что под неимущим одеяния брачного должно здесь разуметь тех, которые осквернили тела свои блудами, прелюбодеяниями и убийствами, но это не так. Всякий оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностию не имеет одеяния брачного. И что это справедливо, послушай, что говорит святой Павел: //не лстите себе: ни блудницы... ни прелюбодеи... ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы// (которые называются и идолослужителями), //ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы// (но скажу и от себя, ни те, которые имеют ненависть или зависть к какому-либо брату), //царствия Божия не наследят// [[new:1kor:06:09|(1 Кор. 6:9-10)]], и не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа. Видишь, как всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небесного? **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду** Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на солнце, чтобы не лишиться тебе [и] обычного зрения и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тартар, представляющий собой образ (ṭupsā = τύπος) шеола. Это есть тьма вне Бога, в которой те, кто вышли за пределы естества в движениях своего ума, блуждают той разумной природой, которой они обладают. Поэтому и тот, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир, назначен быть **брошенным** в эту **внешнюю тьму**. **Пиром** называется видение духовного знания; тем, что приготовлено на нем, [называется] обилие Божественных тайн, исполненных радости и ликования и услаждения души; **одеждой** пира именуется облачение чистоты, **грязными **же** одеждами** — страстные движения, пачкающие душу; **тьмой внешней** — [то, что пребывает] вне всякого услаждения ведением истины и Божественным общением. Ибо тот, кто, облачившись в эти [т. е. грязные] одежды, дерзает вообразить в своем разуме (madʕā) вышняя Божия и ввести и поместить себя внутрь духовных созерцаний оного святого пира, который появляется только среди чистых, и, будучи охвачен наслаждением страстей, желает приобщиться его [т. е. пира] наслаждению, — тотчас поглощается, словно неким наваждением (šraḡraḡyāṯā), и извергается оттуда в место, лишенное сияния, — то, которое именуется шеолом и погибелью, которое есть неведение и отклонение от Бога. //**Слово 76. Краткие главы.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду** См. Толкование на [[new:mf:22:09#prp_iustin_popovich|Мф. 22:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-12 **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: "друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде"? Он же молчал** Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест. Но потом, когда вошел царь, чтобы увидеть возлежащих на пире своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере (in sua quasi fide) подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой, как союзники. А брачная одежда - это заповеди Божий, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека. Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного (supercoelestis) [или: небесного - coelestis] человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление и ему говорится: //Друг! как ты вошел сюда?// Он называет его другом как приглашенного на брак; но обличает его в бесстыдстве, потому что грязной одеждой он осквернил чистоту брачного пира. //Но он остался без ответа//, ибо в то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-14 **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных** Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: **"свяжите ему руки и ноги"**, то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; **"тогда будет скрежет зубов"** - это бесплодное раскаяние. **"Много званных"**, то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но **"мало избранных"**, немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна** См. толкование на [[new:mf:22:10#evfimij_zigaben|Мф. 22:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 11-12 **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал** На царский пир нужно было явиться не иначе, как в брачной, т. е. праздничной, лучшей одежде, которую бедным давал сам царь, приглашавший на пир. Один же из пирующих оказался в простой, будничной одежде, за что и был наказан тем, что его удалили с пира и, по иудейскому обычаю (см. объясн. [[new:mf:08:12#prot_ioann_buxarev|еванг. 4-й нед.)]], связали и заперли в особую темную и холодную комнату. Это значит то, что кто примет христианскую веру, то должен заботиться хранить одежду чистоты, полученную ими при св. крещении, т.е. душу свою, очищенную и освященную в таинстве крещения, стараться не осквернять грехами, а с верою соединять добрые дела. Иначе, и имея веру и получив крещение, изгнаны будут в ад на мучения. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал** Когда собирались гости, царя не было во дворце. Он входит только тогда, когда уже начался пир. Контраст между выражениями// “злые и добрые”// и “//возлежащие//” на пиру, т.е. принятые на царский пир в царский дворец гости, проведен, несомненно, намеренно и очень тонко. Хотя гости были //“злые и добрые,”// однако они удостоились царского приглашения и возлежали теперь на пиру в брачных, т.е. нарядных одеждах. Злые и порочные превращаются здесь в почетных гостей быстро и какою-то чудодейственной силой. Смысл, конечно, тот, что евангельские вести, принимаемые злыми и добрыми, быстро преобразовывают их. Но взор царя омрачается при виде одного человека, который сидел на пиру не в нарядной, а в рваной, грязной, //“не в брачной”// одежде, в лохмотьях. Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы, и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто, тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды, и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Это в притче, несомненно, предполагается. Наша церковная песнь “Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он” выражает, с одной стороны, глубочайшее смирение христианина, а с другой — просьбу, обращенную к Богу, дать приличную одежду в духовном смысле: “просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.” Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые будут ему, несомненно, даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях. Ст. 11 -14 имеют прямое отношение к пророчеству Соф. 1:7,8. Под рабом, пришедшим на пир не в брачной одежде, разумеется здесь не Иуда, а вообще плотский ветхозаветный человек (ср. [[new:rim:13:14|Рим. 13:14;]] [[new:gal:03:27|Гал. 3:27;]] [[new:ef:04:24|Еф. 4:24;]] [[new:kol:03:12|Кол. 3:12)]]. Выражение //“он же молчал”// Иероним толкует так: “в то время не будет места покаянию и способности к оправданию, когда все Ангелы и самый мир будут свидетельствовать о грехах.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду** См. Толкование на [[new:mf:22:01#troickie_listki|Мф. 22:1]] [<10>]