[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:13 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:13:30#svt_grigorij_palama|Мф. 13:30]] **//Омилия 27, произнесенная во время жатвы.//** ---- **«Связавше ему руце и нозе возмите его»**, т.е. обложив его неизбежными муками, отделите его от обитания и содружества с радующимися. – **«И вверзите во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом»**. Потому что справедливо связывают по рукам и ногам того, который уже в этой жизни связан путами своих грехов, – и став далеким от Бога, бывает брошен во тьму внешнюю, как не творивший в жизни своей светлых дел. А там, говорится, будет плач и скрежет зубов: ибо тот мрак является не только тьмой, но – и огнем неугасимым, к тому же исполненным неусыпающими червями. Итак, там будет плач и скрежет зубов по причине приражающихся нестерпимых страданий, охватывающих душу и тело, и нескончаемых воплей, по причине бесконечного и бесполезного там раскаяния. **//Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих, в ветхом, смрадном рубище на брак к Сыну Божию, на соединение с Ним, хотя ты и призван на этот брак, на который призван каждый христианин. Есть такие **слуги** у этого Домовладыки, которые **свяжут тебе руки и ноги и ввергнут во тьму кромешную**, чуждую Бога. **Слуги**, власти которых предается дерзостный, не очищенный покаянием, напыщенный самомнением и высокоумием искатель любви и прочих возвышенных духовных состояний, демоны, ангелы отверженные. **Тьма кромешная** — слепота духа человеческого, состояние страстное, плотское. Грех и падшие духи властвуют в человеке, находящемся в этом состоянии. Он лишен нравственной свободы: руки и ноги его связаны. **Связанием рук и ног** означается утрата способности к Богоугодному жительству и к духовному преуспеянию. В этом состоянии находятся все самообольщенные. Из этого бедственного состояния выходит человек с сознанием своего заблуждения, отвержением его, вступлением в спасительное поприще покаяния. //**Видение Христа.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и «**ввержен во тьму кромешную**». //**Слово 23. О безумной гордости.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:22:11#prp_simeon_novyj_bogoslov|Мф. 22:11]] ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:22:11#prp_isaak_sirin|Мф. 22:11]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:22:09#prp_iustin_popovich|Мф. 22:9]] ===== Блж. Августин ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** Подобающая одежда усматривается, конечно, в сердце, а не на теле, поскольку если бы она была внешней, то не осталась бы не замеченной слугами. А вот какой должна быть эта одежда, узнайте из таких слов:// Священники Твои облекутся правдою// [[old:ps:131:09|(Пс. 131:9)]]. Об этом же облачении правдою говорит апостол: //только бы нам и одетым не оказаться нагими// [[new:2kor:05:03|(2 Кор. 5:3)]]. Вот так он, скрывшийся от слуг, оказался обнаруженным Господом. Был спрошен и молчал, был связан и выброшен - осужден один из многих. **//Проповеди.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда сказал царь слугам: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю **(exteriorem, τό σκότος τό έξώτερον)**: там будет плач и скрежет зубов"** Связанные руки и ноги, плач очей и скрежет зубов, ты понимай в смысле доказательства истины воскресения или, может быть, и так, что руки и ноги связываются ему для того, чтобы они перестали делать зло и устремляться к пролитию крови. А в плаче очей и скрежете зубов образно через телесные члены показывается величина мучений. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:22:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:11]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом** **Тогда рече царь слугам** Ангелам, служащим для наказания. Говорит о будущем, как о совершившемся, по обычаю притч. **Связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю** Связыванием называет прекращение деятельности, совершаемой руками и ногами. Тогда прекратится совершение каких бы то ни было грехов и ни одно действие не возможно для умилостивления, Настоящая жизнь есть время деятельности, а будущая – воздаяния. Связываются ноги, которые шествовали ко греху, и руки, которые совершали всякую неправду. **Ту будет плачь и скрежет зубом** Чтобы кто-либо не подумал, что таким наказанием будет просто тьма, т.е. лишение только света, присоединил, что там будет плач и скрежет зубов, указывая на страшные и нетерпимые муки. Послушаем же и мы, осквернившие свою душу порочной жизнью после омовения Божественным Крещением, и убоимся того, что нас не только изгоняют из брачного пира, но и пошлют на строжайшее наказание. Итак, нужно заботиться об одежде внутренней, а не о внешней, потому что заботясь о внешней, мы не будем в состоянии заботиться о внутренней. Может быть, кто-либо спросит, почему Церковь не соединяется лучше с Отцом, чем с Сыном? И услышит конечно: потому что вочеловечившийся Сын жил среди нее и потому что соединенная с Сыном, она соединяется и с Отцом, так как Сын сказал: //Аз и Отец едино есма// ([[new:in:10:30|Ин. 10:30]]), и: //видевый Мене, виде Отца// ([[new:in:14:09|Ин. 14:9]]). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** О связывании, узах, веревках много раз упоминается в Евангелиях (см. например, [[new:mk:03:27|Мк. 3:27;]] [[new:mk:05:03|5:3]] и проч.); о связывании и развязывании Христос говорил несколько раз. Слов: “возьмите его за руки и ноги” (άρατε αυτόν ποδών καί χειων) нет в лучших кодексах. Некоторые думают, что слова //“там будет плач и скрежет зубов”// не суть слова изображенного в притче царя, а Самого Христа, прибавленные к притче. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:22:01#troickie_listki|Мф. 22:1]] [<10>]