[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему** См. Толкование на [[new:mf:22:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:23]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему** См. Толкование на [[new:mf:22:23#prp_maksim_ispovednik|Мф. 22:23]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему** См. Толкование на [[new:mf:22:23#prp_iustin_popovich|Мф. 22:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему** См. Толкование на [[new:mf:22:23#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 22:23]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему** См. толкование на [[new:mf:22:23#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:23]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 25-28 **Беша же в нас седмь братия: и первый оженься умре, и не имый семене, остави жену свою брату своему: такожде же и вторый, и третий, даже до седмаго: последи же всех умре и жена: в воскререние убо, которого от седмих будет жена; вси бо имеша ю** Предлагают семерых, чтобы вопрос казался более затруднительным. Цель у саддукеев была следующая: ответит ли Он, что одного, или семи, сейчас же Ему возразить, что если опять будут браки, то, конечно, будет рождение и воспитание детей, приобретение имуществ, суды, войны, болезни, опять смерть и все то, что есть и в настоящей жизни, и та жизнь не будет иной сравнительно с этой. Если же она будет такой же, то зачем будет воскресение. Следовательно, воскресения не будет. Что же Христос? (Женой может быть названа человеческая природа, а семью братьями – данные ей в различные времена от Бога для воспитания и принесения плодов правды законы, живя преемственно с которыми, как с мужьями, она не имела ни от одного из них истинного плода. Первый из этих законов – это данный Адаму в раю, второй – данный опять ему вне рая вместо наказания, третий – данный Ною относительно ковчега, четвертый – данный Аврааму относительно обрезания, пятый – данный опять ему о принесении в жертву Исаака, шестой – данный Моисею, седьмой – данный через пророков. Демоны, научающи отвергать воскресение, спрашивают коварно через разные помыслы: если будет воскресение мертвых, то по какому из указанных семи законов будет жить тогда человеческая природа? По какому бы из них мы ни сказали, они возразят: значит опять будет бесплодной и пустой человеческая жизнь, подверженная прежним бедам. Но истинное и спасительное слово благочестия заставляет их молчать, научая, что после воскресения будет иная жизнь. Примет ли кто-либо семь тысяч лет настоящего мира, или семь веков, в продолжение которых жила человеческая природа, не погрешит относительно цели. Ни одного из них женой она не будет после воскресения, так как тогда все они окончатся и ее возьмет другой век – восьмой, который не будет иметь конца). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-28 **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее** [[new:mk:12:20|(Мк. 12:20-23;]] [[new:lk:20:29|Лк. 20:29-33]]). Пример, приведенный саддукеями, был, конечно, вымышлен, потому что в действительности обыкновенно не бывает подобных сочетаний (в [[old:tov:03:08|Тов. 3:8-9]] речь о другом предмете). Для их цели им можно было бы ограничиться двумя — тремя братьями, и их аргументация от этого не потеряла бы своей силы. Говоря о семи братьях (может быть, они выбрали семь потому, что число это было священным), саддукеи, очевидно, желают представить дело в сильно карикатурном виде, которое показалось бы забавным даже и здесь, на земле, а не только на небе. По мнению некоторых, саддукеи хотели выразить еще и мысль, что законное учение о левиратном браке, если объединять с ним фарисейское учение о воскресении, необходимо должно было вести к учению о полиандрии. Это был казуистический вопрос, решением которого затруднялись и фарисеи, как видно из трактата Иевамот (Переф. Талмуд, т. 3, с. 10 и сл.). В Иевамот 3:5 (Переф. ib. с. 30) разбирается такой случай: “имеется три брата: двое из них женаты на двух сестрах, а третий — холост; умер один из женатых, и холостой совершил (с его вдовой) нечто в роде договора (маамар, изречение, формула), а затем умер второй брат; школа Шаммая говорит: его жена (обрученная с ним по маамару) да остается у него, а вторая свободна, как сестра его жены; а школа Гиллеля говорит: жену свою он должен отпустить по гету (разводному письму) и по халице (разувание), а жену его брата по халице.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему** См. Толкование на [[new:mf:22:23#troickie_listki|Мф. 22:23]] [<10>]