[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:30 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** Саддукеи оспаривали некогда учение о воскресении и в подтверждение своего учения указывали на жену многобрачную, бывшую за семью братьями, потом спрашивали: которого из них женою будет она по воскресении. Господь на этот вопрос отвечает, не только вразумляя саддукеев, но и всем после них открывая тайну жизни по воскресении, и говорит: **В воскресение бо ни женятся, ни посягают**, //ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божий, воскресения сынове суще// [[new:lk:20:36|(Лк. 20:36)]]. Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него. Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления была некая ангельская. Почему и возвращение к первоначальной нашей жизни уподобляется ангелам. //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** См. Толкование на [[new:mf:22:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:23]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** См. Толкование на [[new:mf:22:23#prp_iustin_popovich|Мф. 22:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо в воскресении ни женятся **(nubent)**, ни выходят замуж **(nubentur)**, но пребывают **(sunt)**, как Ангелы Божий на небесах** Свойство латинского языке не соответствует греческому, ибо о женщинах, собственно, говорится: nubere (вступить в брак), а о мужчинах: uxores ducere (взять жену). А мы будем понимать просто, что о мужчинах говорится nubent (вступают в брак), а о женщинах nubentur (берутся в брачное сожительство). Если же в воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж, то отсюда следует, что воскреснут тела, которые могли бы жениться и выходить замуж. В самом деле, ведь, никто не скажет о дереве, камне и таких вещах, которые не имеют необходимых членов для воспроизведения (membra genitalia), что они ни женятся, ни выходят замуж, но только о тех [тварях], которые, хотя и могут вступать в супружество, но не вступают по другой причине. А указанием на то, что они //будут, как Ангелы Божий на небесах//, дается обетование о духовном образе жизни. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** См. толкование на [[new:mf:22:29#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:29]] ===== Ориген ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** Наш Спаситель, отвечая им, не изъяснил им волю закона Моисея, как недостойным знать столь великое таинство, но только просто сказал, что священное Писание сообщает о воскресении мертвых, что там нет браков, а воскресшие из мертвых **пребывают, как ангелы на небесах**, и как ангелы на небесах **ни женятся, ни выходят замуж**, так (говорит) и воскресшие из мертвых. Я же думаю, что не только благодаря тому, что не женятся и не выходят замуж, удостоенные воскресения из мертвых пребывают, **как ангелы на небесах**, но и благодаря тому, что их смиренные тела преображаются в такие, как у ангелов, - воздушные и излучающие свет. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть** **В воскресение бо ни женятся, ни посягают** Не женятся мужчины и женщины не отдаются в брак, т.е. не имеют брачных связей, потому что нет там и самой похоти такой. У Луки ([[new:lk:20:36|20:36]]) еще присоединил: //ни умрети бо ктому могут//, показывая, что брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака. **Но яко Ангели Божии на небеси суть** Говорит здесь об одних праведниках, что они потом будут как бы Ангелами вследствие отсутствия похотей и страстей, вследствие своей чистоты и, так сказать, светлости. **Яко Ангели Божии на небеси**, т.е. как Ангелы Божии, которые живут в небе. Так сказал и Марк ([[new:mk:12:55|12:55]]), а Лука ([[new:mk:20:36|20:36]]) несколько больше: //и сынове суть Божии, воскресения сынове суще//, т.е. опять рожденные воскресением, которое есть пакибытие. О праведных также им сказано: //а сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых// и т. д. ([[new:lk:20:35|Лк. 20:35]]). (Природа Ангелов не допускает разделения на мужеской пол и женский, так как это разделение свойственно смертной природе, чтобы рождением детей в браке пополнять похищаемое смертью). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** Глупцы! Они будущий век сравнивали с веком нынешним. Ведь в веке нашем мы умираем, и потому умираем, что рождаемся: потому и жен берем, чтобы сокращаемое через умирание восполнялось через рождение. Устрани необходимость смерти - и пользы от рождения не будет. Устрани пользу от рождения - и не будет причины для брака. Ибо этот мир плотский, тот же - духовный. Как душа в этом мире - странница, так и плоть в том мире - посторонняя. В мире сем душа подчинена плоти, то есть человеческим страстям, в то время как в том мире плоть подчинена духу. Всякое явление сильнее там, где его родина, - там оно и преобладает. Итак, если душа, насколько бы она ни была сильна, может закрываться в нашем несовершенном мире и подчиняться земной плоти так, что почти ничего не может взращивать или увеличивать в свойственной своей природе духовности; то насколько больше в том мире наша слабая и ничтожная плоть станет подчиняться достойной и мощной душе, уже не будучи в состоянии увлечь плотским и поступать согласно своей природе. ===== Лопухин А.П. ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** [[new:mk:12:25|(Мк. 12:25;]] [[new:lk:20:35|Лк. 20:35-36)]]. Сравнение с Ангелами не дает права на заключение, что жизнь в будущем мире будет бестелесная. Существование тел у людей воскресших “необходимо предполагается в изречении Христа,” ср. [[new:1kor:15:40|1 Кор. 15:40;]] [[new:fil:02:10|Флп. 2:10.]] Воскресшие будут иметь тела, но с ограничением — в невозможности и бесцельности вступления в брак. “Христос не отрицает, что на небе будут и мужчины, и женщины, а скорее предполагает существование женщин, но так, что своим полом для брака и рождения они не пользуются. Nemo enim dicit de rebas quae поп habent membra genitalia: поп nubent, neque nubentur" (Иероним). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах** См. Толкование на [[new:mf:22:23#troickie_listki|Мф. 22:23]] [<10>]