[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом** См. Толкование на [[new:mf:22:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:23]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом** См. Толкование на [[new:mf:22:23#prp_iustin_popovich|Мф. 22:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 31-33 **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его** Для доказательства истины воскресения Он мог воспользоваться другими более ясными примерами, из которых один такой: //Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела// [[old:is:26:19|(Ис. 26:19)]]; и в другом месте [говорится]: //И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление// [[old:dan:12:02|(Дан. 12:2)]]. Потому спрашивается, по какой причине Господь захотел предпочесть это свидетельство, которое кажется сомнительным, или недостаточно относящимся к истине воскресения: //Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова// [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]], и, произнеся это, Он как бы подтвердил то, что хотел, и прибавил непосредственно вслед за тем: Он не есть Бог мертвых, но живых. Даже окружавшие его толпы, познавая тайну этого места (rei), удивились учению Его и ответам. Мы сказали выше, что саддукеи, не исповедуя веры ни в ангела, ни в духа, ни в воскресение мертвых, проповедовали также погибель души. Они принимали только пять книг Моисеевых, отвергая учения пророков. Поэтому было неразумно приводить свидетельства из тех (inde) книг, обязательного значения которые они не признавали. Затем для доказательства вечности душ [то есть бессмертия] Он приводит место из Моисея: //Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бога Иакова//, и непосредственно прибавляет: //Он не есть Бог мертвых, но живых// с той целью, чтобы после доказательства продолжения жизни душ по смерти (ибо невозможно, чтобы Бог был Богом несуществующих), последовательно привести и к воскресению тел, которые вместе с душами делали доброе или злое. Апостол Павел более подробно исследует это место в последней части первого послания к Коринфянам [[new:1kor:15:12|(1 Кор. 15:12-56)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом** См. толкование на [[new:mf:22:29#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:29]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст 31-32: **О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Несть Бог Бог мертвых, но (Бог) живых** **О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль** Так как они ссылались на Моисея, то и Он заставляет их молчать Писанием Моисеевым. Вышеприведенные слова написаны в книге Исход (3:6). Вникни только в смысл: "Я Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова", – не совершенно умерших, если бы они совершенно умерли, то сказал бы: "Я был Богом", – а так как сказал: **Аз есмь Бог Авраамов** и т. д., то показал, что Он Бог имеющих воскреснуть. Как Адам, хотя и жив был после вкушения от известного дерева, но в тот день, в который вкусил, умер вследствие осуждения на смерть, – так и они, хотя умерли, однако живы были вследствие обещания воскресения. **Несть Бог Бог мертвых, но (Бог) живых** потому что Бог существует и живет, а мертвый не существует и не живет. Но и в другом месте написано: //да и мертвыми и живыми обладает// ([[new:rim:14:09|Рим. 14:9]]); и там под мертвыми разумей имеющих воскреснуть. Лука же ([[new:lk:20:38|20:38]]) присоединил: //еси бо Тому//, т.е. у Него, //живи суть//. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом** Зачем бы Он, говоря о постах, милостыне и других добродетелях духа, привел в пример сходство с ангелами, если бы в словах Его речь шла только о соитии мужа и жены: //Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах// [[new:mf:22:30|(Мф. 22:30)]]? Затем, что как все плотские деяния суть деяния животных, а в особенности таковы действия половые, так и все духовные добродетели суть дела ангельские, в особенности же таково целомудрие. Только через это люди обретают подобие с ангелами. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 31-32 **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых** [[new:mk:12:26|(Мк. 12:26-27;]] [[new:lk:20:37|Лк. 20:37-38)]]. В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из [[old:ish:03:06|Исх. 3:6.]] См. [[old:iov:19:25|Иов. 19:25;]] [[old:is:26:19|Ис. 26:19;]][[old:is:66:14| 66:14;]] [[old:iez:27:01|Иез. 27:1-14;]][[old:dan:12:12| Дан. 12:12;]] [[old:2mak:07:09|2 Мак. 7:9, 12, 14]] и др. Почему же Спаситель не ссылается на эти, более ясные, места, а предпочитает не столь ясное [[old:ish:03:06|Исх. 3:6]]? Объясняя это, Иероним предполагал, что они (саддукеи) принимали только книги Моисея, отвергая пророчества. Следовательно, неразумно было заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых саддукеи не признавали. Новейшие же экзегеты, однако, признают, что саддукеи не отвергали пророков, но только Пятикнижие считали каноническим в собственном смысле. Если так, то вполне ясно, почему Спаситель для доказательства воскресения обратился к Пятикнижию Моисея. Он выбрал цитату [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]], которая, конечно, саддукеям была хорошо известна, но которой они не понимали. Слова **“Бог не есть Бог мертвых, но живых”** не заимствованы из [[old:ish:03:06|Исх. 3:6]], а суть только толкование слов закона Самим Спасителем. У Луки еврейская цитата передается в перифразе (своими словами), у Матфея и Марка приводится самый ее текст, но с незначительными отступлениями как от еврейского, так и от LXX. Смысл слов Христа вполне ясен. Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц. Таким образом, истина загробного и продолжающегося бытия людей основывается на признании истины бытия Бога, как живого и вечного. Тот только отрицает бессмертие человека, кто отрицает бытие Бога. Против цитаты из закона (ст. 24) Спаситель приводит другую цитату из закона же, и этим оружием опровергает Своих врагов. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом** См. Толкование на [[new:mf:22:23#troickie_listki|Мф. 22:23]] [<10>]