[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря** См. Толкование на [[new:mf:22:34#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:34]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря** См. Толкование на [[new:mf:22:34#prp_iustin_popovich|Мф. 22:34]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря** См. Толкование на [[new:mf:22:34#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 22:34]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря** См. Толкование на [[new:mf:22:34#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:34]] ===== Ориген ===== Ст. 35-36 **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе** Давайте ныне рассмотрим намерение искушавшего [законника]. Он говорит: **Учитель! какая наибольшая заповедь в законе**? Говоря **учитель**, он искушал [Господа], потому что произносил это слово не как ученик Христов. Более ясно это будет из примера, который мы приведем. Например, отец есть отец своего сына, и никто не может назвать его в собственном смысле отцом, кроме его сына, и мать есть мать своей дочери, и никто не может назвать ее матерью, кроме ее дочери. Так и учитель есть учитель своего ученика, и ученик есть ученик своего учителя. И посмотри, что, поскольку не все, кто называет Его //учителем//, правильно говорят, но только те, кто имеет желание научиться от Него, Он говорил Своим ученикам: //Вы называете Меня учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то// [[new:in:13:13|(Ин. 13:13)]]. Итак, правильно ученики Христовы называют Его //учителем// и, служа Его слову, называют Его //Господом//. Поэтому правильно говорил апостол, что //у нас один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им// [[new:1kor:08:06|(1 Кор. 8:6)]]. И обрати внимание на то, что Он говорит: //Довольно для ученика, чтобы он был,// не просто как учитель, но //как учитель его// [[new:mf:10:25|(Мф. 10:25)]]. Следовательно, если кто-то ничему не учится у Слова и не предан [Ему] всей своей душой, чтобы стать Его любимым насаждением, но при этом говорит ему **учитель**, тот есть брат фарисея, который искушал Христа и говорил Ему учитель. Так и всякий, говорящий: //Отче наш, сущий на небесах!// [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]], не должен иметь //дух рабства в страхе, но Дух усыновления// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. А кто не имеет //Духа усыновления// и говорит: //Отче наш, сущий на небесах!// - тот лжет, потому что Он не сын Богу, называя Бога своим Отцом. Вопрос таков: **какая наибольшая заповедь в законе**? И в этом месте уместно нам сказать нечто о различии заповедей. Ибо одни заповеди - главные, а другие - последующие [за ними], и так по порядку следует дойти до малейших заповедей. Ведь если бы Господь не ответил искушавшему Его фарисею и спрашивающему: **какая наибольшая заповедь в законе**, то мы бы полагали, что одна заповедь не больше другой. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря** См. толкование на [[new:mf:22:34#evfimij_zigaben|Мф. 22:34]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 35-36 **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе** Иудейские ученые различали в законе большие и меньшие заповеди, и вопрос, какая из заповедей наибольшая, был спорным, т. е. ими не было окончательно решено это: одни заповедь о обрезании, другие о жертвах считали самою большою. Предложен же был Иисусу Христу этот вопрос не одним известным законником (т. е. знатоком законов и гражданских, и религиозных), а через него всеми иудейскими учеными, и предложен с целью искусить Его, т. е. поставить в затруднение, или довести до того, не скажет ли Он чего несогласного с законом Моисеевым, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 35-36 **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе** [[new:mk:12:28|(Мк. 12:28;]] [[new:lk:10:25|Лк. 10:25).]] Νομικός (законник) встречается здесь только у Матфея, ни разу у Марка, но шесть раз у Луки [[new:lk:07:30|(7:30;]] [[new:lk:10:25|10:25;]] [[new:lk:11:45|11:45, 46, 52;]] [[new:lk:14:03|14:3)]], и один раз в [[new:tit:03:13|Тит. 3:13.]] В [[new:tit:03:09|Тит. 3:9]] то же слово употреблено как прилагательное. Существенное различие между νομικοί и γραμματείς провести трудно. Может быть, следует сказать только, что νομικός есть более специальное название книжника; в отличие от “мудрого,” каким считали книжника, νομικός значит специально юриста или юрисконсульта. У Марка вовсе нет заметки, что “законник” подошел ко Христу, искушая Его; вообще разговор представляется у Марка только приятным и симпатичным, законник высказывает в конце похвалу Христу и Он — ему. Рассказ Марка бросает некоторый свет и на рассказ Матфея. Не все в окружавшей Христа толпе были Его заклятыми и непримиримыми врагами. Находились и исключения. Даже и из среды врагов Его, — это, по-видимому, и хочет сказать Матфей, вводя слово “искушая,” — некоторые, приходившие, если не вполне, то почти с враждебными намерениями, уходили от Него, довольные Его учением и разъяснением недоумений. Но этим только еще более усиливался мрак той вражды ко Христу, которою вызваны были Его обличения в 23 главе. Эту мысль хорошо выражает Евфимий Зигабен: “у Матфея законник искушает, а у Марка — больше восхваляет. Почему? Потому, что сначала искушал, будучи послан фарисеями. Но выслушав ответ, принял его и, переменив образ мыслей, согласился.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря** См. Толкование на [[new:mf:22:34#troickie_listki|Мф. 22:34]] [<10>]