[<10>] ====== Толкования на Мф. 23:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** См. Толкование на [[new:mf:23:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 23:29]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** Каким образом //придет// наказание за всякую кровь //на// последний //род// убийц, когда Бог сказал через пророка: //Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, но наоборот, каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление// [[old:vtor:24:16|(Втор. 24:16)]]. Итак, что нам сказать ? Почему те, кому сказал это Христос, понесут ответ за убийство других? Или Каин не будет наказан за Авеля? И Ламех сказал: //Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне// [[old:gen:04:23|(Быт. 4:23)]]. Итак, раз каждый несет бремя собственных зол, как эти несчастные подвергнутся наказанию за всех? //Ибо не неправеден Бог// [[new:evr:06:10|(Евр. 6:10)]], но Он - Судия праведный, и крепкий, и долготерпеливый, согласно написанному. Итак, мы говорим, что подобает придавать именно такое значение сказанному. А потому представь такой случай: допустим, в этой стране появились разбойники. Они разграбили окрестные села и убили их жителей. Но властвующий правитель не сразу обнажил против них свой властительный меч, но старался скорее перевоспитать их угрозами. Они же оставались не менее жестокими. Но, наконец, дабы отвратить эту напасть, Он, поймав некоторых, не пощадил их и, предав жесточайшим истязаниям, подвергнул последних опасности, гневаясь, конечно, не только на тех, но гораздо более, потому что Его, незлобивого, ввела в заблуждение и необузданность первых. Но, я думаю, кто-нибудь скажет, что, если последние были сурово наказаны, они взяли грехи всех, потому что на них пришелся гнев судящего. Нечто подобное думай и о Боге. Ибо, незлобивый в прежние времена, Он думал, что следует определить меру незлобия до нынешних времен, и именно на них следовало обрушить Божественный гнев. Ведь те согрешили против людей и сотоварищей, а эти убили Господа всяческих. Итак, Он наказывает последних не оттого, что суров, но потому, что удивительно терпел доныне. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** Отчего фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду **змеев**, то есть отверженных духов, названы **порождениями ехидны**, составляющей особенную породу змей? Ехидна есть весьма малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим, смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий душу, соделывающий ее неспособною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа: слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество. Самая дверь к добродетелям — покаяние — затворяется, накрепко заключается гордостью. Мытари и любодейцы, грехи которых так явны и грубы, оказались более способными принять покаяние и им восхитить Царство Небесное, нежели зараженные самомнением иудейские архиереи и священники. Беснуясь гордынею отца своего, они хвалились отвержением Мессии: //еда кто от князь или фарисей верова в Онь?// - говорили они [[new:in:07:48|(Ин. 7:48)]]. Произнесши эти страшные слова о вочеловечившемся Боге, они дополнили их столько же страшными словами о ближних, словами, выразившими их сердечный залог, их адскую гордыню, их презрение и ненависть к человечеству, образовавшиеся от неправильного изучения и понимания богословия: //народ сей, сказали они, иже не весть закона, прокляти суть!// [[new:in:07:49|(Ин. 7:49)]]. Точно! Такой образ мыслей, такое настроение сердца соделывает человеков **порождениями ехидны**, чадами диавола и диаволами. Неспособны они к покаянию, неспособны усвоиться Богу, неспособны наследовать спасение и блаженство, которые всемилосердый Бог дарует //туне// человекам, сознающим свою греховность и врачующим ее истинным покаянием. Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования, — вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которою заразил себя сатана и которую он сообщает всем, вступившим в общение с ним. Удел несчастных по разлучении их от тела и потом по соединении с воскресшим телом — вечное заключение в темницах ада, вечное томление в адских муках. **Змия, порождения ехиднова**,- возвестил им Господь, - **как избежать вам от осуждения в геенну?** Это значит: нет возможности самомнительным, возвеличившим в себе свое я, избежать осуждения на Страшном суде Божием, если они не озаботятся уврачевать себя от самомнения покаянием и самоотвержением. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** Фарисейство всем существом исходит из ада, проходит через людей, чтобы их ввергнуть в ад. Фарисейскя деятельность, какова бы она ни была, или сколько, или где бы она ни была, уводит в ад, в огонь геенский. Ибо мысль, ощущение, философия, в которых нет Бога, разве может увести куда-либо, кроме ада? В рай не могут увести, ибо там все от Бога, и в Боге, и Божие. Поскольку фарисеи настолько уиничижают и обесценивают человеческую мысль, человеческое чувство, что сводят их на демонизм и геенство, Спаситель их беспощадно укоряет и обличает: **Змiи, порожденiя ехиднины! какъ убежите вы отъ осужденiя въ геенну?** Через каждую вашу мысль, и чувство, и дело обрушивается в ад по одной части вашей души, вашего существа. Хотя вы еще на земле, вы уже послали себя в ад, в геенну. Вы постоянно печете свое богообразное существо человеческое на огне богоборческих, демонских мыслей, чувств, дел. Водворите, закройте всю свою мысль в ее безбожие, - разве вы не в геенне огненной? разве вас там не печет эта мысль безбожная, это чувство безбожное, эта жизнь безбожная? Если вы не знали, что такое ад, теперь знайте: ад - это мысль без Бога, чувство без Бога, жизнь без Бога, мир без Бога, человек без Бога. А рай, что такое рай? Рай - это мысль в Боге, чувство в Боге, жизнь в Боге, мир в Боге, человек в Боге. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Змеи **[или с прибавлением: и]** порождения ядовитых гадов! каким образом избежите вы от суда геены** То же самое сказал и Иоанн Креститель [[new:lk:03:07|(Лк. 3:7)]]; действительно, как от ядовитых змей рождаются ядовитые змеи, так и от отцов человекоубийц вы родились человекоубийцами. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** См. Толкование на [[new:mf:23:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 23:32]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда (огня) геенскаго** Змиями назвал их, как злых коварных и вредных, а порождениями ехидн, как подобных отцам своим в том, что имеют такой же яд злобы и склонность к убийству. Порождениями ехидны назвал их Иоанн Креститель в третьей главе, но в ином смысле. Судом геенны называет осуждение и наказание в геенне, или – ниспосылающее в геенну. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** Змеи из всех животных наиболее хитры, и хитрость их не добром обращается, а злом: они все время высматривают, кого бы ужалить, а ужалив, как бы скрыться. Так и все лицемеры из людей - самые хитрые: живя будто бы в простоте, они все время замышляют, как бы кого ранить, а ранив, продолжать вести себя так, как будто никому ничем не повредили. ---- **Как убежите ей от осуждения в геенну**? Они сооружают церкви, но при этом истинной веры Церкви не придерживаются. Они читают Писания, но в них не верят. Они призывают имена пророков, апостолов и мучеников, но делам мучеников не подражают и веры их не исповедают. Разве не слышали вы, что Он сказал: //Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]? Как не все призывающие Господа суть Господние, но только исполняющие волю Господа, так и не все, кто в своих местах проповедуют апостолов, пророков и мучеников, являются их почитателями, но только подражающие их делам и следующие их вере. **//Гомилия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** О //“порождениях ехидниных”// см. прим. к [[new:mf:03:07|3:7]]. Подобное же выражение в [[new:mf:12:34|Мф. 12: 34;]] [[new:lk:03:07|Лк. 3:7.]] Слова Христа бросают свет на слова Крестителя, [[new:mf:03:07|Мф. 3:7.]] Там будущий гнев только предполагается; здесь выставляется, как уже наступивший. Фарисеи и книжники теперь уже не могут избежать геенского суда. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну** См. Толкование на [[new:mf:23:23#troickie_listki|Мф. 23:23]] [<10>]