[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** См. Толкование на [[new:mf:24:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 24:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** См. Толкование на [[new:mf:24:03#prp_iustin_popovich|Мф. 24:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** См. Толкование на [[new:mf:24:03#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 24:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-5 **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят** Появится много таких, которые будут выдавать себя за Христа. И действительно, Досифей-самарянин говорил о себе: я - Христос, которого под именем пророка предсказал Моисей; а Симон-самарянин называл себя великой силой Божией. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 4-5 **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят** Теперь взойди к нравственному и духовному пониманию, если каким-то образом ты можешь найти некоторый смысл, достойный совершенства знания Христова и ясности [изложения] евангелистов. Посмотри, вспомнив вышесказанные слова Господа: **Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят**, можем ли мы согласно той последовательности [рассуждения] толковать и эти слова. Итак, всякий, кто совершенен и видит в своей душе славное пришествие Слова, низлагающего и приводящего к завершению этот мир и распинающего его в праведном муже, чтобы в нем умерли все мирские дела, и кто обладает развитой способностью восприятия, тот по необходимости, исследуя и рассуждая, вступает во многие //войны// вероучений. Пусть он также послушает множество учителей истины и различные мнения о ней, чтобы, как добрый воин слова, ему пребывать неуязвимым душой для всяких учителей истины, которые не видят ее и не обнаруживают, но выдают за истину нечто противоположное истине, и стать достойным восприятия в свою душу славного пришествия Христова, согласно тому, что //Слово есть Бог//, которое //было вначале у Бога// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1-2)]], которое обычно приходит к тем, кто после познания //Христа по плоти// [[new:2kor:05:16|(2 Кор. 5:16)]] и восприятия Слова, которое //стало плотию// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], настолько возвысился над многими, что смог принять не какую- то славу, но //славу, как Единородного от Отца// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 4-5 **И отвещав Иисус рече им: блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос: и многи прельстят** Ничего не отвечая на эти вопросы, сначала говорит им о том, что им прежде нужно было знать и что случится прежде того. Лука ([[new:lk:21:08|21:8]]) говорит //блюдите, да не прельщени будете: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко Аз есмь и время приближися. Не изыдите ибо вслед их//. Придут, говорит, под Моим именем, чтобы ввести заблуждение тех, которые им поверят, и будут говорить каждый, что **Аз есмь**, т.е. Христос, и что //время приближися//, т.е. Второго Моего Пришествия. //Не изыдите убо вслед их//, или кого-либо из них. А Марк ([[new:mk:13:06|13:6]]) сказал: //и многи прельстят//. Такими обольстителями были Симон и Менандр самаряне и другие. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** [[new:mk:13:05|(Мк. 13:5;]] [[new:lk:21:08|Лк. 21:8)]]. Слова Спасителя служат ответом на предложенные учениками вопросы (αποκριθείς — только у Матфея). Неизвестно, почему βλέπετε передано здесь в русском переводе словом “//берегитесь//,” хотя, конечно, слово имеет и такое значение. Лучше — тщательно наблюдайте, смотрите. Перевод **“не прельстил вас”** не точен, не выражает смысла подлинника и затемняет речь. Прельстил чем? В греческом у всех евангелистов πλανάω, значит сбивать с прямого пути, заставлять блуждать, водить туда и сюда, обманывать. Таким образом, ученики должны были тщательно наблюдать, чтобы их не ввел кто-нибудь в заблуждение и не обманул. Как видно, первый вопрос учеников: “когда это (т.е. разрушение Иерусалима) будет?” оставляется без ответа, по крайней мере прямого. На второй вопрос о пришествии и кончине века также не дается прямого ответа в 4 стихе. Но так как дальше говорится именно об этом, то на 4 стих можно смотреть, как на вводный ко всей дальнейшей речи. Справедливо было замечено, что в дальнейшей речи Христа излагается если не исключительно, то преимущественно практическое учение, что она не имеет целью раскрыть преждевременно судеб мира и определить часа и дня (вообще времени) конца мира, а только научить учеников, как они должны вести себя при постоянном ожидании конца мира. Эта “эсхатологическая речь” Христа полна непреодолимых трудностей для толкования, что вполне понятно, так как речь идет здесь, вообще, о будущих судьбах мира. На объяснение ее потрачено было огромное количество труда. Она была причиной многочисленных заблуждений, происходивших вследствие неправильностей ее толкования. Для правильного истолкования ее нужно прежде всего иметь в виду, что в ней, с одной стороны, говорится о судьбе Иерусалима, с другой, — о будущих судьбах царств, и с третьей, — о конце мира. Этот тройной ее смысл мы будем для краткости называть первым, вторым и третьим смыслом. Она имеет, хотя и легкое, отношение к судьбе и жизни и каждого отдельного человека. Некоторые (не без успеха) пытались истолковать ее исключительно о судьбе Иерусалима и иудейского народа; другие только — о конце мира и втором пришествии. То и другое толкование можно считать правильным. Чтобы понять, каким образом это происходит, нужно иметь в виду, что речь раскрывает такие события, которые, как мы сказали, можно рассматривать с трех главных сторон или точек зрения. Это легче видеть на примере. Если человек станет на какое-нибудь ровное место, то пред ним открывается один горизонт; если он поднимается на несколько сажен выше, то пространство пред ним расширяется и горизонт отдаляется; если еще выше, то открывается еще горизонт. Так и речь Христа. Если мы будем рассматривать ее с самой низкой точки зрения, то найдем, что в ней почти все может быть объяснено относительно ближайших событий — взятия и разрушения Иерусалима; если поднимемся выше, то увидим предсказание о судьбе народов и царств; если еще выше — то о последних судьбах мира. Между этими тремя главными точками зрения есть, понятно, много промежуточных, которые делают для одних понятным одно, а для других — другое. В речи обнаруживается тончайшее и многообъемлющее знание народной психологии, уже отчасти проверенное и доказанное историей. Никто не мог произнести такой речи, кроме Христа. Чтобы понять это, мы должны предположить, что какой-нибудь историк, или ученый, или просто провидец попытались бы изложить кратко и в общих чертах (на пространстве 51 стиха) прошедшие и уже знакомые судьбы человечества. Мы не можем ожидать, чтобы их труд был вполне совершенным, потому что обнять и кратко изложить всю массу прошедших событий — это трудно для всякого человека, какими бы знаниями он ни обладал. Этот пример дает нам возможность понять, как трудно, хотя бы только и в общих чертах, говорить исключительно о будущих судьбах человечества. Такая задача не могла быть выполнена с таким совершенством никем, кроме Христа. Многие пытались доказать, что речь Его есть только отражение тогдашней иудейской эсхатологии. Но Эдершейм с массой цитат доказывает, что иудейская эсхатология двигалась в совершенно противоположном направлении, чем мышление Христа. Подлинность этой речи оспаривается мало. “Планомерное единство речи у Матфея, говорит Цан, исключает гипотезу, что тут был вставлен в первоначальном контексте материал, почерпнутый не из припоминания речей Иисуса, а из какого-нибудь иудейского или христианского апокалипсиса.” Контраст между иудейской картиной последнего суда и той, какая очерчена в Евангелиях, столь поразителен, что это одно может служить защитой (если это нужно) эсхатологического отдела Нового Завета, равно как и доказательством, какое огромное расстояние существует между учением Христа и теологией синагоги (Эдершейм). В рассматриваемом стихе Спаситель говорит, прежде всего, о нетерпении учеников. В нем лежит опасность, что “они сделаются жертвой обманных возвещений о Его присутствии” (Цан). Поэтому Он приглашает их к осмотрительности; они должны беречься, чтобы, при ожидании истинного Мессии, не подпасть какому-либо обману. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** См. Толкование на [[new:mf:24:03#troickie_listki|Мф. 24:3]] [<10>]