[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь** См. Толкование на [[new:mf:24:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 24:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь** Умноженiе беззаконiя - знак присутствия диавола в мире. Ибо диавол - первый беззаконник и изобретатель беззакония. Что такое беззаконiе? - //«Грехъ есть беззаконiе»// [[new:1in:03:04|(1 Ин. 3-4)]], до самого вхождения греха в мир миром владел Закон = Законие: Бог и Божие, т. е. то, что нормально, законно, божественно, добродетельно, на самом деле Бог есть единственный Закон, Всезакон. Воплощенный Бог Логос, Богочеловек Христос Своей безгрешностью показал, что Он действительно Всезакон, т. е. жизнь вся в Боге, по Богу, Богом, ради Бога. Грех вносит в Божий мир беспорядок, в закон - беззаконие. Размножение греха в мире размножает беспорядок, хаос, беззаконие. Чем ближе к концу мира, тем зло все больше раздражается на Господа Христа и христоносцев, почему диавол и выводит против них все больше и больше грехов, причем через людей, и таким образом увеличивается беспорядок, и хаос, и беззаконие, и мало чего остается от Божьего порядка, закона, рая. Глядя на бурное размножение беззакония, быстрое разрастание зла и греха, многие соблазнятся, потому что будут думать и говорить: если столько зла в мире, столько беспорядка, хаоса, беззакония, тогда - нет Бога над таким миром; если бы Он был, то воспрепятствовал бы или уменьшил зло и беззаконие. **Из-за умножения беззакония во многихъ охладеетъ любовь** к Богу и добру. Охладеетъ любовь тех, кто не имеет глубокой веры, которая провидит в божественные премудрые глубины Божьего промышления о мире и роде человеческом. «Господи, умножь въ насъ веру». Верой увеличивается любовь; маловерием она уменьшается, пока неверие совершенно ее не уничтожит. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь** Замечено, что развратники, завистники, скупцы отличаются большим бессердечием. У них нет жалости к людям, сострадания. Что причина этого? Грехи. Они опустошают нашу душу, лишают ее самого лучшего украшения – любви! Не то видим у христиан, чистых душою и телом. Вот дивный старец преподобный Серафим Саровский. Сколько любви у него к самым тяжким преступникам! Преподобный кланялся всем приходящим к нему, целовал руки, приветствовал радостно во всякое время года пасхальным: «Христос Воскресе!» А детей как любил святой старец! Он не мог равнодушно видеть детей, брал их на руки и целовал! Когда смотришь на окружающую жизнь, то приходишь в ужас, до какого состояния доходят теперь люди и даже дети... Пришлось мне зимою идти по улице нашего села не по середине, а с краю, где ходят все люди (тротуара не было в том месте, где я шел). На меня чуть не налетели сани. Лошадью правил мальчик лет 14-ти с худым, злобным лицом. Я ему говорю: почему ты не свернул немного в сторону, ведь тебе все равно, где ехать (по всей улице и во всем селе был большой снег и хорошая санная дорога). Но он зло ответил с криком: ты сам поворачивай! Я ужаснулся этому озлоблению почти ребенка. Сам ли он дошел до такого ожесточения, или его успели научить... Во всяком случае, факт знаменательный! Кто бы я ни был, как бы ни учили ненавидеть священников, однако если я на свободе, хотя бы и в ссылке, то ведь могу, как всякий гражданин, ходить по селу без опасения быть израненным! Что я сделал этому мальчику? Ведь он меня как личность вовсе не знает. Меня обличает разве лишь одежда... При том ведь он видит пред собой человека в летах, гораздо старше его. Неужели мы дожили до того, что школьники давят лошадьми епископа, хотя бы и ссыльного? Я шел и думал: что выйдет из этого молодого хулигана? Если он теперь не задумываясь готов задавить человека, то что стоит ему впоследствии убить человека? Да. Несомненно, это шаг к разбою! А где причина? Причина в воспитании, в распространении мнения о том, что никакого греха нет, что обман, разврат и прочее – это не грех, что грех – это вообще предрассудок, так что самое слово «грех» берется в нашей печати в кавычки, как насмешливое! А нет греха – значит все возможно. Так основою преступлений и связанных с ними жестокостей, бессердечия и злобы меж людьми является неверие, отрицание и попирание всякого Божеского закона, беззаконие. И никогда не будет любви и сострадания к той стране, где отрицается Божественный Закон. Христос Спаситель указал любовь как норму человеческой жизни. //Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою//[[new:in:13:34| (Ин. 13:34–35)]]. Христос Богочеловек зовет людей к любви полной и самоотверженной – как Я возлюбил вас [[new:in:13:34|(Ин. 13:34)]], и дает силы нам исполняться этой любви через благодатные таинства, подаваемые в Церкви Божией. Чем ближе человек к Богу и Церкви, чем усерднее он молится и освящается таинствами Церкви: покаянием, причащением святых Христовых Таин, тем более он любит ближнего и выражает это вовне: в материальной помощи, в духовном утешении, молитве о нем. Кто гонит веру в Бога у людей и преданность Православной Церкви, в которой одной лишь благодатные таинства, тот закладывает фундамент общего озлобления, вражды, ненависти друг к другу. А кто сам верит в Бога, послушен Церкви и зовет к сему других, тот насаждает среди людей любовь, мир, радость, душевный покой – залоги внешнего преуспевания человеческой жизни. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-13 **И так как неправда распространяется широко (abundabit), то во многих местах охладеет любовь. Но кто будет тверд до конца тот спасется** Он не отрицает любви у всех, а только у многих; ибо много званых, но немного избранных, потому что в апостолах и подобных им сохранится любовь, о которой написано: //Большие воды не могут потушить любви// [[old:pp:08:07|(Песн. 8:7)]]. Также и (et ipse) апостол говорит: //Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]] и прочее. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь** См. Толкование на [[new:mf:24:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 24:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И за умножение беззакония, изсякнет любы многих** Самым тяжким несчастьем будет то, что они не будут иметь утешения в любви. Любовью одни здесь называли странноприимство, а другие – сострадание. Смотри, сколько бедствий предсказал им, изощряя ко всему, укрепляя в великодушии и делая их непобедимыми. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== Ст. 12-14 **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец** Кончина мира и антихрист должны пониматься согласно духовному смыслу Писания, так как ереси, глады, моры и тому подобное будут предшествовать и тому, и другому. Однако в конце //на святом месте// будет //мерзость запустения// - войско антихриста. Войско антихриста - все ереси, но особенно те, которые становятся на место Церкви и стоят //на святом месте//, словно слово истины, если даже это вовсе не слово истины, а мерзость запустения и войско антихриста, отделяющее многие души от Бога. Как об этом говорил апостол: //противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога//. [[new:2sol:02:04|(2 Фес. 2:4)]]. Вот тогда все зло самых разных ересей, о которых прежде лишь слышали, окажется //на святом месте//, разоряя Церковь Христову. И, дав себе волю, они овладеют церквами полностью. Мы же здесь должны сказать, что слухи о войнах, голоде, землетрясениях, морах, ересях, отсутствии Слова, избиениях христиан, падении нравов уже и раньше были известны, со времен Константина до правления Феодосия. ===== Лопухин А.П. ===== **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь** Если в семье водворяется беззаконие или безнравственность, которая есть также беззаконие, то, как это всем известно, между членами семьи прекращается любовь. Это верно и относительно отдельных обществ, государств и народов. По отсутствию взаимной любви между гражданами всегда можно судить, что среди них водворилось беззаконие; по существованию и развитию беззакония можно заключать о прекращении среди граждан взаимной любви. В немногих словах здесь схвачена и выражена тончайшая народная психология. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь** См. Толкование на [[new:mf:24:03#troickie_listki|Мф. 24:3]] [<10>]