[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** См. Толкование на [[new:mf:24:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 24:16]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** См. Толкование на [[new:mf:24:15#prp_iustin_popovich|Мф. 24:15]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], - они забывают, что написано: //По установлению Твоему продолжается день// [[old:ps:118:021|(Пс. 118:21)]], - а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер - mensura); так что, как в благословении говорится: //Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое// [[old:ps:090:16|(Пс. 90:16)]], так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность (тога), не была потрясена вера верующих. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** См. Толкование на [[new:mf:24:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 24:21]] ===== Ориген ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** **Те дни** означают предписания и учения истины, заключенные в Писаниях для просвещения мыслящих душ. Ибо под всеми смыслами, проистекающими от //лжеименного знания// [[new:1tim:06:20|(1 Тим. 6:20)]], которые прибавляются и присоединяются к словам Писаний, понимай прибавления к естественному величию дней Писания. И это прибавление благой Бог сокращает через тех, кого хочет. И сколько бы раз ты ни увидел, что благодаря пришествию слова истины в твой разум ниспровергаются превозношения, восстающие //против познания Божия//, столько раз разумей сокращенные дни //скорби// и [ее] урезанную чрезмерную величину, которую вопреки природе //мерзость запустения// всегда добавляет ко дням Господа, которые содержатся в Писаниях. И //ради избранных// сокращаются //дни те//, чтобы, созерцая своим разумом низложение чрезмерности дней и остающийся только тот свет, который пребывает согласно слову истины, они ничего не претерпели от мерзости запустения или того, что было добавлено сверх истинных и естественных дней Писаний. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **И аще не быша прекратилися дние оны, но бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны** Говорит здесь о днях войны и осады. Если бы по Божественному промыслу не сократились эти дни, то ни в каком случае не спаслась бы, не избежала бы смерти всякая плоть, или ни одна плоть, т.е. иудейская. Все были бы истреблены и внутри, и вне (Иерусалима), – одни голодом, другие язвой, иные мечом и другими разнообразными видами смерти. Римляне были сильно раздражены против всех иудеев и нападали даже на тех, которые были рассеяны повсюду. Избранными называет верующих из иудеев, ради которых война скорее была прекращена, чтобы они не погибли вместе с неверующими и чтобы ради них спаслись некоторые из неверующих и никто не мог сказать, что этот бич гнева Божия был поднят по причине уверовавших; равным образом и для того, чтобы оставшиеся в живых, видя, что все верующие спаслись, поняли настоящую причину и убедились в том, что не только не через уверовавших погибли все умершие, но скорее и сами они спаслись только благодаря им. Выражение: //всяка плоть// – взято вместо: "ни одна", – как это ясно из изречения Давида, в котором он говорит: //да не обладает мною всякое беззаконие// ([[old:ps:118:133|Пс. 118:133]]), т.е. никакое. Это особенность древних писаний. Обрати также внимание на премудрое устранение Духа Божия, открывающееся в том, что Иоанн, живший в то время, когда это случилось, и немалое время даже после разрушения Иерусалима, не записал ничего об этом, чтобы не показалось, что он записал как будто давно предсказанное то, что уже совершилось. Но ясно написали все это те, которые умерли прежде самого исполнения, чтобы пророчество Христа не возбуждало никаких подозрений. Окончив все относительно разрушения Иерусалима, переходит к другому вопросу, – о Втором Своем Пришествии и предсказывает знамения его, какие полезны для христиан. Сократил Бог – скорби и вообще войну. Если бы война продолжилась больше, то все находившиеся в городе погибли бы от голода. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** [[new:mk:13:20|(Мк. 13:20;]] [[new:lk:21:24|Лк. 21:24)]]. У Марка речь сходная с Матфеем; у Луки совершенно иначе. По толкованию Августина, под днями разумеются самые бедствия (mala ipsa), подобно тому, как в других местах Священного Писания говорится о “несчастных, бедственных и лукавых днях” [[old:gen:42:09|(Быт. 42:9;]] [[old:ps:093:13|Пс. 93:13;]] [[new:ef:05:16|Еф. 5:16).]] Никакая плоть — гебраизм (mala ipsa) значит: никто из живущих людей и даже животных. Это, конечно, имеет общий смысл. Но Златоуст думает, что здесь под всякою плотью Спаситель “разумеет иудеев.” Предсказание Христа исполнилось над иудеями. Более миллиона их погибло во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом; 97 000 отведено в плен. Всего же, если положиться на свидетельства Иосифа Флавия, во время иудейской войны погибло иудеев 1 356 460 человек. Идея о том, что Бог щадит нечестивых ради избранных, свойственна Ветхому Завету [[old:gen:18:24|(Быт. 18:24-33)]]. Под “//избранными//” можно разуметь здесь христиан или вообще праведных людей (ср. [[new:rim:11:12|Рим. 11:12-29]]). Указывают и на обстоятельства, почему, действительно, во время осады Иерусалима// “сократились дни.”// Тит вел кампанию против иудеев быстро, будучи намерен сопровождать своего отца в Рим и принять участие в его триумфальном шествии и последующих празднествах. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни** См. Толкование на [[new:mf:24:14#troickie_listki|Мф. 24:14]] [<10>]