[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 30-31 **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их** **Тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси**, - то есть, крест, который светлее солнца, - так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание - крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. **Тогда восплачутся колена**: не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест; и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его, и распяли Того, Которому должны были покланяться. Видишь ли, сколь страшным представил Христос Свое пришествие? Как ободрил сердца учеников? Для того Он сперва и представляет печальные знамения, а потом радостные, чтобы таким образом утешить и успокоить их. Снова напоминая им о страдании и воскресении, Он представляет крест в блистательнейшем образе, чтобы они не стыдились и не скорбели, так как Он придет полагая его вместо знамения. В другом же месте Писания говорится: //воззрят нань, Егоже прободоша// [[old:zah:12:10|(Зах. XII, 10)]]. Поэтому-то восплачутся племена, увидевши Того самого, Которого они пронзили. Напомнив о кресте, Христос присовокупил: **узрят Сына человеческаго, грядуща не на кресте, но на облацех небесных, с силою и славою многою** [[new:mf:24:30|(ст. 30)]]. Услышав о кресте, ты опять не представляй чего-либо печального: Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды. Придет на облаке, подобно тому, как и вознесся: и видя это, восплачутся племена. Впрочем бедствия их не ограничатся одним плачем, но плач этот будет для того, чтобы они сами над собою произнесли приговор и осудили самих себя. В то же время еще **послет ангелы своя с трубным гласом велиим: и соберут избранныя от четырех ветр, от конец небес до конец их** [[new:mf:24:31|(ст. 31)]]. Когда ты услышишь это, представь себе мучение тех, которые останутся. Они понесут не только то наказание, но и это. И, как выше говорил Христос, что воскликнут: //благословен грядый во имя Господне// [[new:mf:23:39|(Мф. XXIII, 39)]], так и здесь говорит, что **восплачутся**. Раньше Христос сказал Им о жестоких бранях; но чтобы они знали, что за бедствиями настоящей жизни ожидают их мучения и в будущей, то представляет их и плачущими, и отлучаемыми от избранных, и предаваемыми геенне; и этим опять ободряет учеников Своих, и показывает, от каких зол они освободятся, и какими будут наслаждаться благами. Но для чего Христос чрез ангелов будет призывать избранных, если Он придет так явно? Для того, чтобы и этим почтить их. Павел говорит, что они будут восхищены на облаках. Рассуждая о воскресении, он сказал и это. //Сам бо Господь//, говорит он, //в повелении, во гласе архангелове снидет с небесе// [[new:1sol:04:16|(1 Сол. IV, 16)]]. Итак, ангелы соберут воскресших, а облака восхитят собранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение. Господь будет призывать их не пребывая на высоте, но сам придет с трубным гласом. Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** Племена же земные, это – те, которые не покорялись Пришедшему с небес, и не знали и не призывали Небесного Отца. Они по качеству своих дел никак не могут быть отнесенными к Его племени. **//Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** Мрак, в котором утонет земля и все небеса, будет исключительно страшен и мучителен. Это будет мрак, весь сотканный из человеческого зла, мрак, какого доселе не видел мир. Тогда в этом мраке появится знаменiе Сына Человеческаго на небе: Крест. Непременно весь созданный из неугасимого света Богочеловеческого. **И тогда восплачутся все племена земныя**. Почему? Потому что каждое из них по-своему распинало на кресте своих зол Богочеловека Господа Христа. Это не все: //«возрыдаютъ предъ Нимъ все племена земныя»// [[new:otkr:01:07|(Откр. 1:7)]]: Одни от восхищения, и умиления, и радости, что осуществилась мечта их веры, а другие- от того, что боролись против Богочеловека Христа. А вот, Он есть и Судия, и Спаситель. Да, тогда каждое человеческое существо будет иметь причину заплакать, когда увидит Сына человеческаго, **грядущаго на облакахъ небесныхъ съ силою и славою великою**. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** См. Толкование на [[new:mf:24:29#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 24:29]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** Тогда явится в обличение иудеев на небе крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. **"Тогда восплачутся все племена"** иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с крестом, то, значит, и с великой силой, и славой. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою** **И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси** Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить прежде всего иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог. **...И тогда восплачутся вся колена земная** Тогда будет плакать всякое племя, т.е. неверующих: одни потому, что распяли Господа, другие потому, что наказывали христиан, а иные потому, что не уверовали. Им и не нужно будет другого обвинения кроме Креста; но плач их будет тогда бесполезен. **...И узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою** Предшествует Ему Крест, как обличение распявших; а сходит Он на облаках, как и воззнесся. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** **И тогда восплачутся все племена земные**. Восплачут иудеи, потому что они увидят живым и животворящим Того, Кого они считали умершим. И уличенные ранами на теле Его, они не смогут отрицать своего преступления. Восплачут язычники, потому что, обманутые пустыми доводами философов, они сочли неразумным безумием почитать распятого Бога и лишили Творца Его славы. Восплачут и грешники-христиане, которые больше возлюбили мир, чем Христа, когда услышат, как Он им говорит: «Ради вас Я стал человеком. Ради вас был связан, осмеян, бичеван и распят. Где же плод этих великих несправедливостей, которые Я понес? Вот, ценой спасения ваших душ стала Мною пролитая кровь. Где же служение ваше, которым вы обязаны Мне за пролитую кровь? Я, будучи Богом, поставил вас выше Собственной славы, сделавшись человеком. Вы же считаете Меня менее значимым, чем то, чем владеете. Вы возлюбили самые ничтожные земные вещи больше, чем Мою праведность и веру». Восплачут и еретики, утверждающие, будто распят был обычный человек, когда увидят, что Самим Судией является Тот, Кого пригвоздили иудеи. ===== Лопухин А.П. ===== **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** [[new:mk:13:26|(Мк. 13:26;]] [[new:lk:21:27|Лк. 21:27)]]. Что такое **“знамение”** Сына Человеческого, которое явится на небе? Иоанн Златоуст толковал это выражение положительно — о кресте. “**Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе**, — то есть крест, который светлее солнца, — так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей.” Другие толковали “//знамение//” в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых. Пришествие (второе) Сына Человеческого не будет походить на прежнее. Он придет на облаках небесных с силою и славою великою. Будут ли эти сила и слава только внешними, или духовными, или же теми и другими вместе, ничего определенного сказать невозможно, и все попытки разрешить эти вопросы представляются только гадательными. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою** См. Толкование на [[new:mf:24:27#troickie_listki|Мф. 24:27]] [<10>]