[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется** См. Толкование на [[new:mf:24:32#svt_ioann_zlatoust|Мф. 24:32]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 40-41 **Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется** Христос показывает, что наступит суд, ибо будут двое на поле: **один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется**; двое на ложе: один берется, а другой оставляется. Этим Он учит, что разделение верующих и неверующих состоит в том, что один принимается, а другой отвергается. Когда гнев Божий разгорится, святые, как пророк говорит, укроются в хранилищах Божиих, а неверные останутся незащищенными перед огнем небесным. Двое на поле тем самым воплощают верующих и неверующих, и всех их застанет день Господень среди мира, среди обычных жизненных забот. И они будут разделены: одни берутся, а другие оставляются. То же касается мелющих в жерновах, воплощающих дела закона. Только часть иудеев, подобно Илии, уверовала через апостолов в то, что оправдание должно быть от веры. Одни взяты будут по причине веры, производящей дела добра, а другие будут оставлены по бесплодным делам закона: напрасно мелющие в жерновах никогда не обретут пищи небесной. Двое на ложе возвещают упокоение Господа после страдания, которое одинаково исповедуют и приверженцы кафолической веры, и еретики. Но когда истина кафолической веры проповедует единство Отца и Сына, которое мы называем их Божественностью, лжеучение еретиков разрушает это единство самыми разными выпадами - потому один из лежащих на ложе возьмется, а другой будет оставлен. Принимая одного и отвергая другого, суд Божий явит заслугу тех и других. **//Комментарий на Евангелие от Матфея.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется** Слышал ты, что **два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется.** //Две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется. Двое на крове// [[new:mf:24:41|(Мф. 24:41)]], и так далее. Стоящие на крове - это люди на высоте почестей: судии, правители, цари, властелины. Ино есть судия праведный, и есть судия неправедный; и праведный изъемлется из огня, а неправедный оставляется. А находящиеся на селе, то есть, в мире сем, - это земледельцы, люди необразованные и незначительные по роду и богатству, прославленные и не прославленные, и одни праведные, а другие неправедные. И праведные поемлются, а неправедные оставляются в огне. Мелющие же - это все множество жен, а в частности и души, принявшие на себя рабское иго, и окончившие жизнь в немощи. Ибо есть жены праведные и неправедные, есть и рабы праведные и неправедные. Есть и немоществующие праведные, каковы Иов и Лазарь, а также и неправедные, каковы Каин и Гиезий. Посему говорит: //два будета на одре// [[new:lk:17:35|(Лк. 17:35)]], означая их немощь. Праведные поемлются, а неправедные оставляются. Как поемлются праведные, пусть скажет сие Павел: //живущии о Господе, восхищени будут на облацех на воздусе, и всегда с Господем будут// [[new:1sol:04:17|(1 Сол. 4:17)]]. Как оставляются неправедные? //Ангелы соберут избранныя от четырех ветр// [[new:mf:24:31|(Мф. 24:31)]], а нечестивых сожгут огнем негасающим [[new:mf:03:12|(Мф. 3:12)]]. Не предполагай, что неугасимый огнь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на пещь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется** //Вопрос//. Так как мы не можем насытиться твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: **«Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах – один будет взят, а другой останется»**. //Ответ//. Деление надвое, показывает, что именно осуществится во время воскрешения и второго пришествия. Ибо с полем сравнивается весь мир. Сам Господь сказал в другом месте Евангелия, что //поле – это весь мир, а жнецы – Ангелы//. Жерновами же обозначено неостановимое вращение жития, и полная смут деятельность в нем – как жернова вертятся всегда. И мы непрестанно изменяемся, и до остановки в нас меняются различные образы, но мы мелем в них, а скорее мелемся, одних берут, а другие остаются, как [и] явно. От Адама до сегодняшнего дня мелют, при этом одних уводит смерть, а другие остаются здесь. И во время конца то будет, что одни как раз к этому моменту умрут, а другие останутся, и в мгновение ока за нераздельное время прибавятся к нетлению. Как сказал возвышенный проповедник Апостол: //«Я говорю вот вам тайну, все мы не умрем, но все изменимся в нераздельности в мгновение ока, когда последний раз протрубят»// [[new:1kor:15:51|(1 Кор. 15:51-52)]]. Таким образом те, кто теперь умирают, как бы забираются жерновами, а прочие остаются. Ибо всех зовет, будя, Божия труба, всех усопших от века. Тотчас правдивый и непреклонный Господь будет председательствовать и судить, каждому воздавая по достоинству сотворенного им. Как сказал божественный Апостол: //«За терпение, благие дела...»// //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 206.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется** См. Толкование на [[new:mf:24:37#prp_iustin_popovich|Мф. 24:37]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 40-41 **Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две **[будут]** мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется** Тогда, - говорит Он, - будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или: или] Церковь, потому что они, - по видимости, - одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божих; или же понимай прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого-нибудь одного, по-видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 40-41 **Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется** "//Тогда//", говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 40-41 **Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется** Под находящимися на поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах – бедных, и учит, что и из богатых, и из бедных некоторые спасаются, а некоторые погибают. О богатых ведет речь в мужеском роде, указывая на их высокомерие и силу, а о бедных – в женском, обозначая этим их унижение и бессилие. Все, которые честно приобрели богатство и великодушно переносили бедность, берутся для встречи Господа, как друзья Его, а все те, которые вели себя совершенно противоположным образом, как недостойные оставляются внизу ожидать Судьи. Лука ([[new:lk:17:34|17:34]]) иначе говорит об этом: //будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется: будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется//, обозначая находящимися на постели тех, которые проводят покойную жизнь, а мелющими – тех, которые живут среди страданий. Ясно, что это было высказано различным образом то в одно, то в другое время: прежде то, что сказано у Луки, а потом то, что у Матфея. Полем назвал мир. Берется тот, который спасается, а оставляется тот, который осуждается. Будем же знать, что и бедные и богатые, и слуги и господа берутся и оставляются. Христос показал, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются. Поэтому сейчас же и говорит: //бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет// [[new:mf:24:44|(Мф. 24:44)]]. Но дня не сказал, желая, чтобы они всегда были готовы на борьбу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 40-41 **тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется** ([[new:lk:17:34|Лк. 17:34]], где содержится добавочная мысль к сказанному у Мф. 40 и 41). Матфей пропускает ст. 34 Луки, а Лука ст. 40 Матфея. Очень интересен переход от “дней Ноя” к тому, что говорится в разбираемых стихах. Как потоп наступил внезапно, в то время, когда люди его не ожидали, о нем не думали и были беспечны, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но во время потопа гибель была общая; погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. При втором пришествии будет нечто иное: один с поля будет взят, другой оставлен. То же и в 41 стихе. В 40 стихе указывается на двух мужчин; в 41 на двух женщин. “Две мелющие в жерновах” — перевод неточен, — потому что в “жерновах” в подлиннике единственное число (εν τω μύλω), — и потому темен. Что такое женщины, мелющие в жерновах? В некоторых рукописях εν τω μυλωνά- на мельнице (in pistrino). Это чтение не признается правильным. Правильное чтение εν τω μύλω значит “жерновом,” и таким образом, выражение означает: две (женщины) мелющие жерновом dat instument; с εν; см. Blass Gram. с. 114). На обычай женщин молоть указано в [[old:ish:11:05|Исх. 11:5]]; [[old:is:47:02|Ис. 47:2]]. Смысл выражений 40 и 41 тот, по-видимому, что из двух мужчин на поле и двух мелющих женщин двое спасаются и двое предоставляются пагубе. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется** См. Толкование на [[new:mf:24:36#troickie_listki|Мф. 24:36]] [<10>]