[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:48 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 48-51 **Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов** Далее Христос, как Он всегда поступает, исправляет слушателя не только представлением награды, предназначенной добрым, но и наказания, угрожающего злым. Поэтому и присовокупил: **аще ли же речет злый раб в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час в оньже не весть: и растешет его полма, и часть его с неверными положит. Ту будет плачь и скрежет зубом** [[new:mf:24:48|(Мф. XXIV, 48-51)]]. Если кто-нибудь скажет: видишь ли, какая мысль пришла рабу по причине неизвестности дня, - он именно сказал: **коснит господин мой**, - то в ответ на это мы скажем, что мысль эта пришла ему не потому, что день не был известен, но потому, что он был худой раб. Почему в самом деле такая же мысль не пришла на ум рабу мудрому и верному? Несчастный! Хотя и медлит господин, но почему ты все же ожидаешь Его пришествия? Зачем же, поэтому, не заботишься? Итак, отсюда мы узнаем, что Господь и не медлит. Такая мысль принадлежит не Господу, но рабу лукавому, а потому он и осуждается. Что Господь не медлит, послушай Павла, который говорит: //Господь близ. Ни о чем же пецытеся// [[new:fil:04:05|(Фил. IV, 5-6)]]; и; //грядый приидет и не укоснит// [[new:evr:10:37|(Евр. X, 37).]] Но внимай дальнейшим словам и примечай, как часто Христос напоминает о неизвестности дня, показывая тем, насколько эта неизвестность полезна для рабов, и способствует их пробуждению от сна. Что ж, если некоторые не извлекли из этого никакой пользы для себя? И другие спасительнейшие средства иным не принесли пользы. Господь не оставляет однако Своего дела. Что же далее говорит Он? **Приидет в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть**, - и постигнет его участь самая жалкая. Видишь, как часто Он повторяет это, показывая, как спасительна неизвестность дня, - и заставляя тем нас быть в непрестанной заботливости? Предмет Его попечения составляет то, чтобы мы непрестанно бодрствовали; и так как мы ослабеваем всегда во время счастливой и покойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то Он непрестанно и внушает нам, что когда мы бываем покойны и беззаботны, тогда и являются бедствия. И как выше показал это чрез Ноя, так и здесь говорит: когда раб тот упивается, когда буйствует, тогда и наказание ему готовится ужасное. Но будем внимательны не только к наказанию, ему определенному, но рассмотрим еще и то, не так же ли и мы поступаем, хотя и не замечаем того? Мне кажется, Христос говорит это на счет обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев: и сластолюбию также предстоит тяжкое наказание. **Яст и пиет**, говорит, **с пияницами**, - выражая тем пресыщение чрева. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 48-49 **Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами** Это слово сказано против наставников, проводящих время в роскоши. Ибо //злым рабом// Господь назвал нерадивого учителя, который из-за отсутствия судии, не наблюдающего за ним по незлобию, жестоко бьет подвластных и сообщается с плотолюбцами. Ибо согрешающие согрешают так, словно бы судии нет и словно не помышляют о суде. А тем, что некоторые терпят от них побои, Он указывает на тех, кому наносится душевный вред от роскоши наставников, как говорит апостол: //Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их// [[new:1kor:08:12|(1 Кор. 8:12)]]. Ибо провозглашающие [себя] верно мыслящими не мыслят, как должно, но, облеченные только внешним видом добродетели, они будут рассечены надвое в страшный день суда, который означает вечное отчуждение от Духа. Ибо ныне, хоть Он и не соединяется с недостойными, но все же, видимо, присутствует некоторым образом в тех, кто однажды запечатлен [Им], ожидая их возвращения и спасения. Тогда же Он отвергнется всякой души, осквернившей Его благодать, и [такой человек] будет подвергнут //одной участи с лицемерами// [[new:mf:24:51|(Мф. 24:51)]]. А лицемерами Он называет тех, кто пытается учить верному, из-за чего они делают научаемых скорее причиняющими вред. Итак, о тех, кто будет недолжным образом использовать в настоящей жизни вверенное им Господом служение, сказано, что [Господь] не только не приложит [им] другого причастия Духа, но и уже присутствующее, которое они получили, будучи избранными на церковное служение, отнимет и предаст их таким образом наказанию. Ибо невозможно, чтобы кто-то был предан наказанию вместе с Духом; ведь Господь подразумевает не телесное рассечение, но лишение Духа усыновления. Итак, они наказываются за тех, над кем насмеялись, и будут скрежетать зубами, помышляя о конце страдания и преизбытке наказания. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой** См. Толкование на [[new:mf:24:43#prp_iustin_popovich|Мф. 24:43]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 48-49 **А если тот **[как]** злой раб скажет в сердце своем: "Господин мой замедлит приходом", и начнет бить одинаковых с ним рабов **(conserves)**, а есть и пить с пьяницами** Из вышесказанного следует, что как заботливый и всегда ожидающий пришествия Господина раб дает одинаковым с ним рабам пищу своевременно, и после того поставляется над всем достоянием домохозяина; так, наоборот, тот, который, - как говорит пророк Иезекииль, - успокаивает себя словами: //много дней пройдет// [[old:iez:12:22|(Иез. 12:22)]], и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 48-51 **Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с мытарями; там будет плач и скрежет зубов** Сказав, какой почести удостоится верный раб, Господь говорит потом, какое наказание понесет злой. Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, станет пренебрегать своим служением и скажет: медлит господин мой, то есть не тотчас наказывает; если он таким образом "долготерпение Божие делает поводом к распутству", станет бить своих товарищей рабов, то есть, истолкую я, станет их соблазнять, поражать их совесть (потому что подначальные, при виде злоупотребления со стороны начальников, данных им, впадают в соблазн, несут вред), - то раб таковой будет рассечен, то есть лишен дарования; тогда и обнаружится, каков он. Он будет брошен во тьму. Прежде он своим саном обманывал других. Так, многие архиереи кажутся святыми только благодаря своему сану. Тогда же благодать у них отнимается, и они будут наказаны, как лицемеры, потому что казались не такими, какими действительно были. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть** А если злой раб, т.е. оказавшийся неверным и неблагоразумным, думая, что господин его нескоро придет, потому что он не знал ни дня, ни часа, начнет бить своих сослуживцев, т.е. всячески вредить им телесно или духовно, и будет есть и пить с пьяницами, т.е. будет обращаться с людьми дурными и развращенными, то такого раба застанет господин его совершенно неожиданно. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 48-49 **Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами** ([[new:lk:12:45|Лк. 12:45,]] с различием в выражениях). В ст. 47 и 48-49 изображается, очевидно, один и тот же раб, поставленный начальником и распорядителем над другими рабами. Он может вести себя хорошо и худо. Сначала рассматривается первый случай (ст. 46 и 48), а потом второй (48 и 49). Даже и добрый и верный раб, отчаявшись в том, что господин его возвратится скоро, может изменить свое прежнее доброе поведение. Пороки, изображенные Христом, были хорошо знакомы в Палестине. О пьянстве упоминается больше тридцати раз в Ветхом Завете. Оно сильно было обличаемо пророками (например, [[old:is:28:01|Ис. 28:1]] и проч.). Образы в речи Христа заимствованы прямо из жизни и отличаются живыми красками. Всякий согласится, что так, как говорит Он, бывает и до сих пор. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой** См. Толкование на [[new:mf:24:42#troickie_listki|Мф. 24:42]] [<10>]