[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** См. Толкование на [[new:mf:25:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:1]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 5-6 **И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему** Жених и невеста представляют собой Господа нашего, Бога во плоти. И как Дух для плоти, так для Духа плоть является невестой. Когда же вострубит труба громогласно, тогда выйдет она навстречу Жениху: ведь они уже были //одно//, когда смирение плоти обратилось славой Духа. ---- Промедление жениха - это время для раскаяния. Сон ожидающих - это покой для верующих и во время раскаяния - временная смерть для всех. Крик раздается в полночь, когда никто не понимает, что происходит. Глас трубы возвещает приход Господа и поднимает всех, чтобы вышли навстречу жениху. Поправка светильников - это возвращение душ в свои тела, а их свечение - сознание доброго дела, содержащегося //в сосудах// наших тел. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:mf:25:01#svt_ilarij_piktavijskij|Мф. 25:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** См. Толкование на [[new:mf:25:01#svt_feofan_zatvornik|Мф. 25:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** См. Толкование на [[new:mf:25:01#prp_isidor_pelusiot|Мф. 25:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 5-6 **И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему** Женихъ замедлилъ со Своим вторым пришествием, и дремота смерти напала на всех дев, и они уснули сном смерти. Т.е. тела их заснули сном смерти. Жизнь на земле завершена: каждая душа оставляет земле своего спутника, тело, а сама уходит, с елеем или без елея, в загробную жизнь, чтобы ждать пришествия Жениха. И въ полночь, т.е. когда никто этого не ожидает, кроме стражей, раздался крикъ: **вотъ, женихъ идетъ, выходите на встречу ему**. Въ полночь человеческой истории, когда тьма греха и мрак зла покроют всю человеческую деятельность и достигнут своей вершины в человеческом мире - придет Небесный Женихъ, Господь неба и земли. Тогда, в полуночи, больше всего нужен будет свет. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 5-6 **И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему** **Жених замедлил**. Тогда **задремали все и уснули**. Что значит **все**? Мудрые и неразумные - все задремали и уснули. Подумаем, хорош ли сон этот? Что сон этот означает? Может ли это означать, что во время задержки жениха //по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь// [[new:mf:24:12|(Мф. 24:12)]]? Не так ли нам следует понимать этот сон? Мне не нравится такое объяснение, и скажу, почему. Потому что среди них и мудрые. А когда Господь говорил: //по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь//, то к этому Он прямо добавил: //претерпевший же до конца спасется// [[new:mf:24:13|(Мф. 24:13)]]. Где же эти мудрые? Разве нет их среди тех, которые претерпят до конца? Но они и не были бы допущены туда, если бы не претерпели до конца. Никакого охлаждения любви в них не произошло, любовь в них не охладела - она в них пылает до самого конца. А поскольку она пылает в них до конца, то для них открыты ворота жениха, то им сказано, чтобы входили, как тому превосходному рабу сказано было: //войди в радость господина твоего// [[new:mf:25:21|(Мф. 25:21-23)]]. Итак, что же значит: **все уснули**? Есть и другой сон, которого никому не избежать. Не помните ли, как апостол сказал: //Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших// [[new:1sol:04:13|(1 Фес. 4:13)]]. Почему же они названы усопшими , вместо того чтобы назвать их умершими каждого в свое время? Они бы и не были названы так, если бы не предстояло им восстать. Потому сказано, что они **уснули**. Ты думаешь, если она мудра, то ей не придется умереть? Неразумна дева, или мудра - всех ожидает сон смерти. ---- Почему же **в полночь**? Потому что в это время не надеются, в это время не верят: ночь - это время незнания. Некто исчислит для себя: вот, от Адама прошло так много дней, и шесть тысяч лет совершилось, теперь наступает, как подсчитали некоторые толкователи, день суда. Но подобные расчеты приходят и уходят, а пришествие жениха все откладывается. Вот и девы, вышедшие навстречу ему, теперь спят. Но как раз когда не надеются, когда говорят: Его ожидали шесть тысяч лет, и они прошли; как нам знать, когда Он придет? - он и придет в полночь. Что значит **в полночь?** Значит, придет, когда ты не будешь знать. **//Проповеди.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** так как не малое время должно пройти между первым и вторым пришествием Господа. **Задремали все**, т. е. умерли, потому что смерть святых именуется сном. А вслед затем говорится: уснули, потому что после того они должны быть пробуждены. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** См. Толкование на [[new:mf:25:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху** коснящу по причине замедления Второго Пришествия. Под дреманием здесь нужно разуметь последнее издыхание, а под сном – смерть. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** Слово “//замедлил//” неточно; в подлиннике: χρονίζοντος (настоящ. вр.) δε του νυμφίου — когда же жених медлил, долго не приходил. Следует заметить, что заснули все девы, как глупые, так и мудрые. Ни те ни другие за это не порицаются и не обличаются. Поэтому здесь нет речи о преступности и греховности духовной дремоты и сна. Указывается только на потребность бодрствования. Иначе, когда придет жених, он не получит вовсе никакого приветствия. Девы вполне отличаются от злого раба [[new:mf:24:48|(24:48)]], который говорит: //“не скоро придет господин мой//,” — они ожидают скорого его прибытия; глупые при этом говорят как бы так: “наверно он скоро придет, и потому нет надобности запасать много масла.” “Это, — говорит Альфорд, — может служить указанием, насколько вообще различны основы обеих притчей.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И как жених замедлил, то задремали все и уснули** См. Толкование на [[new:mf:25:01#troickie_listki|Мф. 25:1]] [<10>]