[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:15 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** //Вопрос//. Что такое талант, и как нам преумножать его? //Ответ//. Думаю, что притча сказана о всяком даре Божием, чтобы всякий, какую бы благодать от Бога получить ни удостоился, приумножал ее, обращая в благодеяние и в пользу многих, потому что никто не лишен части в Божией благодати. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:14]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#svt_grigorij_dvoeslov|Мф. 25:14]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:24#svt_kirill_aleksandrijskij|Мф. 25:24]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** Продолжение известно: получившие более полученное умножили деланием и оборотом и приобрели новое благоволение господина своего; а получивший один талант закопал его в землю, и за лукавство и леность лишился последнего и подвергся тяжкому осуждению. Человек в сей притче означает Бога Творца и Промыслителя, Который рабам Своим, то есть всем человекам дает различные дары, естественные и благодатные, внутренние и внешние, в особенности же Богочеловека Христа, Который, //отходя от земли на небо, восшед на высоту, даде даяния человеком// [[new:ef:04:08|(Еф. 4:8)]], как то: дары Святого Духа, Евангелие, таинства и вообще вся Божественныя силы //яже к животу и благочестию// [[new:2pet:01:03|(2 Пет. 1:3)]]. Сии различные таланты даются нам, по притче, комуждо противу силы его, а по изъяснению апостола, по мере дарования Христова, то есть вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни, которые предвидение Божие определяет, а щедрота Его наполняет. Смотрите же. Правда, что все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение талантов, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются приобретать; а получивший менее совсем не старается. Не указывает ли сие на нас, которые часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Не то же ли это, как если бы мы сказали: пусть получившие пять или два таланта трудятся, чтобы приобрести другие пять или два; мы получили один, и потому нам позволительно меньше заботиться; довольно, если возвратим полученный. Но Божественный Раздаятель не попустит, чтобы дар Его был расточен безвозмездно и чтобы под личиною немощи укрылись лукавство и леность, но, наконец, отымет пренебреженный дар и негодному рабу оставит только тьму кромешную. //**Из Слова в день рождения Государя**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** Одни говорят, что [этот талант есть] Святой Дух, который воспринят в [Таинстве] Крещения. На это я возражу, что и получивший пять талантов также имел Святого Духа и не нуждался во втором Святом Духе. Вообще же из этой [притчи] мы узнаем, что Бог часто дарует [людям] недостойным, и даже иноверцам, некие дары исцелений и научения из Богодухновенных Писаний, чтобы они, устыдившись Даровавшего, пришли к добродетели. Однако же некоторые [из них], будучи лукавыми и не поняв этого [Промысла Божия], посчитали самих себя праведниками и подумали, что именно за такую праведность они и обладают дарами. Омраченные гордыней и ослепленные ею, они там, [в другой жизни], лишившись подобного дара, идут в геенну. **//Вопросы и ответы.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** Бог не одинаково дает дары всем людям; по божественной всевидящей и всепредвидящей мудрости Своей, Он дает именiе Свое людям: **каждому по его силе**. - Это значит: Бог предвидит, как каждый из людей употребит свою свободную волю и все силы свои, и в соответствии с этим вверяет количество добра своего, имения своего. Главное, что Он даже и плохого и ленивого раба Своего не оставляет без добра Своего, ибо и ему дает один талант. Что же это? - Богообразная душа, со всеми богообразными свойствами своими: разумом, чувством, любовью, истиной, правдой, молитвой, свободой. Пять талантовъ: значит, более сильное ощущение и сознание, и любви, и правды, и истины Божией, и всего Божиего; т.е. ясное ощущение и сознание Бога и всего Божиего. Два таланта- это то же самое в меньшей мере. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 25:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:14]] ===== Ориген ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#origen|Мф. 25:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#evfimij_zigaben|Мф. 25:14]] ===== Архим. Софроний (Сахаров) ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:lk:16:10#arxim_sofronij_saxarov|Лк. 16:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#prot_ioann_buxarev|Мф. 25:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** [[new:lk:19:13|(Лк. 19:13)]]. Все имущество отправившегося в чужую страну человека состояло, следовательно, из восьми талантов. Эти таланты, как, видно из ст. 18 и 27, были серебряные (το άργύριον, τα αργύρια). Гольцман определяет стоимость всей отданной рабам денежной суммы в 35 000 немецких марок, т.е. приблизительно в 17-18 тысяч рублей на наши деньги. Другие, переводя стоимость одного серебряного таланта на английские фунты стерлингов, считают один талант равным 234 фунтам стерлингов (фунт стерлингов — около 10 рублей на наши деньги), два таланта — 468 фунтов стерлингов, пять — 1 170, а вся сумма равнялась, следовательно, 1 872 фунтов стерлингов, на наши деньги приблизительно 18 000 рублей. Под талантом понимали, в духовном смысле, разные, даруемые Богом человеку, способности, которые он должен употреблять на служение Богу и в целях преуспеяния Царства Небесного. Выражения, заимствованные из этой притчи: талант, талантливый, не зарывай таланта и прочее — сделались у нас стереотипными, ходячими, вошли в пословицу. Под талантом, который дается людям, разные экзегеты понимают всякий дар, получаемый человеком от Бога. Но в частных определениях этого общего понятия наблюдается некоторая разница. “Под талантами, — говорит Златоуст, — здесь разумеется то, что находится во власти каждого (ή εκάστου δύναμις — сила каждого), — или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Другие понимали те дары, о которых говорит апостол в [[new:1kor:12:start|1 Кор. 12]]. Под “//силой//” (δύναμις) можно понимать скорее готовность какого-либо человека, его расположение, добровольное или недобровольное, послужить делу Христова Царства, чем какой-либо положительный дар или талант. Все же дары или таланты даются человеку от Бога. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** См. Толкование на [[new:mf:25:14#troickie_listki|Мф. 25:14]] [<10>]