[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов** См. Толкование на [[new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:14]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 16-18 **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего** Получивший пять талантов приобрел к ним еще пять. Так, есть люди, которые, не умея проникать в сокровенное и мистическое, своим естественным даром, который получили, верно учат тех, кого могут привлечь, стремиться к их небесному дому. Охраняя себя от плотского распутства, от погони за земными вещами, от видимых удовольствий, они от всего этого отвращают и других своим примером. ---- Есть и такие, которые, словно бы став обладателями двух талантов, получили способность осмыслять и воплощать, - они понимают тонкости внутреннего [содержания явлений] и совершают внешне удивительные поступки. Когда они своим осмыслением и воплощением проповедуют другим, они как бы вдвойне от трудов своих получают пользу. Хорошо то, что говорится о прибавлении пяти и двух [талантов], потому что, когда проповедь доходит до обоих полов, это все равно как бы полученные таланты удваивались. ---- А тот, кто получил один талант, **пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего**. //Зарыть талант в землю// значит прилагать свои способности к земным делам и не искать духовной прибыли, никогда не отвлекая сердце от помыслов о земном. Есть и такие, кто получил дар понимания, но воспринимает только то, что относится к плоти. О них пророк говорит: //они умны на зло, но добра делать не умеют// [[old:ier:04:22|(Иер. 4:22)]]. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов** Раб с пятью талантами: он всю жизнь свою на земле проводит, умножая имение Божие в себе: употребляет таланты Божии в дело, т.е. живет истиной Божией, любовью Божией, правдой Божией, мудростью Божией, благостью Божией, святостью Божией, вечностью Божией; одним словом: живет Богом, ради Бога, в Боге. Таким образом он все Божие превращает в свое: и этот мир, и эту вселенную он рассматривает как имение Божье, дело Божье, в котором он, при помощи инструмента Божиего делает Божие дело, Божию работу, и так приобретаетъ **другие пять талантов**. Все свои силы и имение он вложил в Божие. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов** Получив земные чувства, он усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное - через телесное, невидимое - через видимое и вечное, - через кратковременное. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов** См. Толкование на [[new:mf:25:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:14]] ===== Ориген ===== Ст. 16-18 **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего** Одна добродетель была у тех, кому были даны **пять талантов**, другая - у того, кому **два**, а иная - у того, кому **один**, и один не вмещал меру другого. //Получивший один// талант получил его не для того, чтобы пренебречь им, ибо великий [дар] - и один талант такого Господа. Однако три раба было у Того, Кто отправился в чужую страну как человек; так существует и три рода тех, которые приносят плод, одни из которых приносят //во сто крат//, а другие //в шестьдесят//, иные //же в тридцать//. Но даже тот, кто принес в тридцать крат, спасется. ---- Это слово порицает того, кто получил **один талант** и скрыл в землю. И я спрашиваю, могут ли под получившими **пять талантов** пониматься более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания, под получившими два таланта - те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия, а под третьими - те, кто не воспринял вообще ничего сверх буквы? Итак, здесь слово, достойное нашего Господа Спасителя, проявляется даже в числах, я имею в виду пять, два и один. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант: такожде и иже два, приобрете и той другая два** Удвояют вверенные им дары все, идущие для спасения своих учеников и делающие их в свою очередь учителями других. Кто хорошо поступает и право учит, тоже удвояет вверенные ему таланты. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Архим. Софроний (Сахаров) ===== **Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант: такожде и иже два, приобрете и той другая два** См. Толкование на [[new:lk:16:10#arxim_sofronij_saxarov|Лк. 16:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 16-18 **Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился** Что значит, что получившие 5 и 10 талантов употребили их в дело и приобрели еще по 5 и 10 талантов, а получивший 1 талант скрыл его в землю? Употреблять в дело и приобретать таланты на таланты, подобно торгующим людям, это значит употреблять данные нам Богом дары в славу Божию и для пользы ближних и своей. Напр., кто, имея здоровье, честным трудом пропитывает себя с семейством; имея богатство, помогает бедным; занимая известную должность, исправляет ее честно и полезно для общества; – те все употребляют свои таланты в дело и приобретают таланты на таланты. Скрыть талант в землю – это значит по лености и нерадению оставлять без употребления данные нам Богом дары, или и употреблять оные, но употреблять недостойно человека и христианина. Напр., кто имеет хорошие способности и по лености и нерадению не заботится о своем образовании; кто, имея богатство, употребляет оное только на свои прихоти и удовольствия; – те скрывают талант в земле. Иные часто ничего полезного не делают под тем предлогом, что не занимают видного места в обществе, мало имеют дарований и благ, не могут ничего сделать, – на что между прочим и указывается тем, что одному из рабов дан один только талант. Но и везде и всякому, даже и самому незначительному человеку можно действовать во славу Божию, для пользы ближних своих, напр., и нищие могут подавать милостыню, и бедные могут доставлять пользу богатым своею молитвою о них. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-18 **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего** Указывается на обычный способ сохранения денег у древних (употреблявшийся даже и недавно в наших деревнях), когда деньги закапывались в потайных местах, известных только самому закапывающему или нескольким доверенным лицам (клады). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов** См. Толкование на [[new:mf:25:14#troickie_listki|Мф. 25:14]] [<10>]