[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:31#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:31]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** Он говорит им: **«Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе»**: **«меньшим»** – называя по причине убогости и незначительности положения, **«братом»** же – потому, что и Сам Он таким образом (в бедности) жил в плоти на земле... Спрашивается здесь: почему Он упомянул только милостыню, ради которой дал благословение и наследие Царства? – Но для слушающих с разумением – ясно, что не только одну ее Он упомянул; ибо деятелей ее Он выше наименовал //«овцами»//, и этим наименованием засвидетельствовал им их подобие Ему и всякую добродетель, а также и то, что они постоянно были готовы ради добра идти на смерть, как и Сам Он, как написано, //«яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стрегущим его безгласен»// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]]. И вот таким-то людям Он в добавление громко свидетельствует благотворение: ибо тому, кто имеет наследовать оное вечное Царство, оно должно быть присуще, как проявление и плод любви и как бы некая, лежащая над всем глава всех добродетелей; что Господь явил и чрез притчу о десяти девах. **//Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** Нищаго, котораго так часто оставляют без внимания, или милуют с пренебрежением, Господь любит, и пострадал за него, и желает спасти его; и потому желает, чтобы он не отчаялся в своих страданиях, чтобы не умер преждевременно. Итак, если и ты, по заповеди Господней, любишь нищаго; то ты встречаешься и соединяешься в любви с Господом. Если с любовию утешаешь нищаго, и благотворишь ему: то хотя мало, хотя ничтожно, однако же споспешествуешь Господу хранить и спасать нищаго. Вот каким образом твое благотворение нищему переходит к Господу, и Он по истине глаголет: **понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе**. **//Слово в день тезоименитства Императора Николая Павловича. 1850 г.//** ---- Дайте любви Христовой располагать делами вашего служения. Она во-первых сделает для вас то чудо, что ваше служение страждущим ближним превратит в служение Самому Иисусу Христу, Который дал ей на то полномочие, когда сказал: **понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе**. Чтo же может быть выше и сей, хотя еще тайной, почести, чтo более сего, хотя и сокровеннаго, блаженства, чтo сладостнее одной мысли, – служить Самому Иисусу Христу? Но в следствие сего служения, сердобольная любовь, если вы до конца ей последуете, возведет вас и к той царственной почести, к тому высочайшему званию, когда и вас со всеми святыми торжественно звать будет Царь царствующих: //приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира// [[new:mf:24:34|(Мф. 24:34)]]. Ибо, скажет Он собственно вам: //Я был болен, и вы посетили Меня// [[new:mf:24:36|(Мф. 24:36)]]. //**"Слова и речи", том II. 18. Слово к восприемлющим обет сердобольных вдов.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** Святые иноки постоянно помнили слова Христовы: **Аминь глаголю вам; еже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе**. Не входили они в рассматривание, достоин ли ближний уважения или нет; не обращали они внимания на множество и очевидность его недостатков: внимание их обращено было на то, чтоб не скрылось от них каким-нибудь образом понятие, что ближний есть образ Божий, что поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его. Ненавидит такое понятие гордый падший ангел и употребляет все меры, чтоб незаметным образом похитить его у христианина. Несродно это понятие плотскому и душевному мудрованию падшего человеческого естества, и нужно особенное внимание, чтоб удержать его в памяти. Нужен значительный душевный подвиг, нужно содействие Божественной благодати, чтоб усвоить это понятие сердцу, поврежденному грехом, чтоб иметь его непрестанно в памяти при сношениях с братиею. Когда же это понятие, по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем. **//Приношение современному монашеству.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:25:34#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 25:34]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** Ибо Господь сказал сие не относительно одних бедных и тех, которые не имеют телесной пищи (как думают иные), но сказал относительно и всех других братий наших, которые не алчбою хлеба томятся, но алчбою слышания словес Господа и делания заповедей Его, так как заповедь Его есть жизнь вечная. Сколько душа честнее тела, столько же пища душевная необходимее пищи телесной. И думаю, что Господь более о душевной пище сказал: //взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся и не напоисте Мене// [[new:mf:25:42|(Мф. 25:42)]], нежели о телесной и тленной, так как Сам же Он говорил прежде: //Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя// [[new:in:04:34|(Ин. 4:34)]]. Воля же пославшего Его Отца есть спасение человеков. И поистине Христос алчет и жаждет, то есть крайним и неудержимым желанием желает единого спасения всех человеков. Спасение же человеков есть удаление от всякого греха, какового удаления от греха невозможно справить без делания добродетелей и исполнения всех заповедей. Следовательно, когда исполняем мы заповеди Христовы, тогда питаем и насыщаем Христа, Господа всякой твари. И святые отцы наши говорят, что как злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессилевают; так и Христос, обнищавший нашего ради спасения, питаем бывает нами, когда творим заповеди Его, и оставляется в алчбе, когда не творим воли Его. Это узнать и в этом удостовериться можем мы из самой жизни и деяний святых. Бог, восприявший тебя и Себе присвоивший все твое, то есть все человеческое, всякое добро, какое делаешь ты для себя самого, почитает делаемым для Него, как бы Он Сам вкушал от плода его. В этом смысле слова Его к тем, кои милуют бедных, в отношении к тебе могут быть переложены так: понеже сотворил ты бедной душе своей, Мне сотворил. Иначе какими делами угодили Богу удалявшиеся в горы и жившие в пещерах? Никакими, кроме дел покаяния с верою и любовию. Оставя мир весь, они последовали Христу и, прияв Его в себя, упокоивали, насыщали и напаяли Его в себе, посредством покаяния и слез. И другим способом (объясню это). Все те, которые соделываются сынами Божиими по благодати чрез святое Крещение, всеконечно суть последнейшие и беднейшие в мире сем, ибо ничего не хотят от мира сего. Познавши чувством души своей, что соделались сынами Божиими, они терпеть уже не могут никакого богатства привременного, ни украшаться какими-либо уборами тленными и маловременными, яко облекшиеся во Христа и имеющие сокровище на небесах. Да и какой человек, скажи мне, будучи одет в царское одеяние, согласится надеть поверх его какую-нибудь другую одежду, ветхую, изорванную и испачканную? Но и те, которые не познали, что сделались сынами Богу, и обнажились от царского оного одеяния, а потом покаялись, взялись за подвиги, начали делать всякие добрые дела и таким образом возвратили себе благодать Крещения, – и они являются облеченными во Христа, и они делаются сынами Богу, как бывает и чрез святое Крещение. Которые же не делают ни того, ни другого (то есть не облекаются во Христа ни чрез Крещение, ни потом чрез покаяние), те, хотя бы всех голых в мире одели, что полезного для себя сделали бы, когда себя самих оставляют обнаженными от Божественной благодати? Потом опять (то есть еще новое объяснение) – мы, крестившиеся во имя Отца и Сына и Святого Духа, именуемся братиями Христу, и есмы еще члены Его. Итак, если ты будешь честить, упокоивать и всячески утешать всех других, а себя – брата Христова и член Христов – оставишь в небрежении, и не восприимешь труда и подвига путем всех добродетелей востещи на верх совершенства жизни о Христе, а оставишь душу свою омраченною и оскверненною, – пусть валяется как мертвая, в глубочайшей тьме греха, пусть алчет и жаждет от твоей лености и нерадения, пусть остается заключенною в теснейшей темнице оскверненного тела по причине чревоугодия и сластолюбия твоего, – скажи мне, прошу тебя, не брата ли Христова ты презришь таким образом? Не его ли ты оставишь алчущим и жаждущим и в темнице валяющимся без всякого призору? Так вот, – и по этой причине ты имеешь некогда услышать: не помиловал ты себя самого – и не будешь помилован. Если кто после сего скажет: поелику так есть дело сие и нам не будет никакой награды за то, что даем мы бедным, то какая нужда и давать? – Да слышит таковый Самого Христа, имеющего судить его, и воздать каждому по делам его, как бы Он так говорил ему: О, несмысленный! Что принес ты в мир сей? И сотворил ли ты что-либо из того, что видишь в нем? Не нагим ли вышел ты из чрева матери своей? Нагим выйдешь ты и из настоящей жизни, и обнаженным от всего предстанешь ты пред судилище Мое. За какие же это собственности требуешь ты от Меня награды? И какими это собственными вещами оказывал ты милость братиям своим, а чрез посредство братий – Мне, создавшему все не для тебя одного, но обще для всех? Или думаешь, что Я желаю Сам чего-либо из этого, или приемлю дары, подобно неправедным и сребролюбивым судьям людским? (По маломыслию твоему можно ожидать, что ты и это подумаешь). Это все (то есть дела милосердия к бедным) заповедаю Я и повелеваю, не потому, чтоб Я желал иметь какие-либо вещи от вас, но потому, что желаю иметь вас самих, не для того, чтобы взять что-либо из вашей собственности, но для того, чтоб избавить вас от осуждения, которому вы имеете подвергнуться из-за него. – Не подумай же, брат мой, что Бог беден и имеет нужду в нашем достоянии, чтоб питать бедных, и потому повелевает нам быть к ним милостивыми и, сколько сил есть, исполнять сию заповедь. Не так, брат мой, не так. Но человеколюбивый Господь то, что внесено в жизнь нашу диаволом чрез любоимание на погибель нашу, это самое хочет посредством милостыни обратить во спасение нам. Диавол усоветовал нам усвоять себе, считать своею собственностию и для себя сокровиществовать то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтоб чрез такое любоимание привить к нам два греха и сделать нас повинными вечному мучению: первый – грех бессердечия и немилосердия, а второй – грех упования на имущество свое, а не на Христа. Ибо кто имеет запрятанные деньги, тому невозможно веровать и надеяться на Бога. Это видно из того, что сказал Христос и Бог наш: //идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше// [[new:mf:06:21|(Мф. 6:21)]]. Итак, пусть и раздаст кто бедным запрятанные у него деньги, ему не за что получать награду, напротив, он ответен за то, что неправедно заставлял их терпеть лишения доселе, и не только за это имеет он дать ответ, но и за тех, которые померли во время его жизни от алчбы и жажды, которых он мог напитать и не напитал: он запрятал достояние бедных и оставил их умирать от холода и голода, почему будет сочтен убийцею всех тех, которых мог он напитать и не питал. **//Слова (Слово 21-е).//** ---- Из сказанного видно, что Господь Себе усвояет и принимает за сделанное собственно для Него Самого, что сделано для бедных братий наших. И слово Господа: **«ни Мне сотвористе»**, не ограничивается только теми, к которым мы немилостивы были, ни теми, которых онеправдовали, или которых собственностью покорыствовались, или которым наделали всякого рода других зол, но заключает и тех, которых мы презрели. И этого одного достаточно к нашему осуждению, потому что, презирая их, мы презираем Самого Иисуса Христа. **//Деятельные и богословские главы.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** Ничто так легко не ведет к праведности, ничто так не способствует обожению и приближению к Богу, как сострадание, оказываемое тем, кто нуждается в нем, от души, с удовольствием и радостью. Ибо, если Слово [Божие] показало, что Бог нуждается в благодеянии: **Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне**, тогда тем более Бог, сказавший это, подлинно явит могущего благотворить и благотворящего богом по благодати и сопричастию, поскольку такой человек благоподражательно воспринял свойство и действие Его благодеяния. И если Бог обнищал, снисшедши ради нас, и сострадательно воспринял в Себя скорби каждого, и до скончания века [сего] по Благости [Своей] всегда таинственным образом состраждет, соразмерно скорбям каждого, то ясно, что тем более будет богом тот, кто, подражая Богу, своим человеколюбием боголепно врачует скорби скорбящих и, согласно спасительному Промыслу, являет в своей любви [к ближнему] такую же силу, какая свойственна Богу. //**Мистагогия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:18:10#prav_ioann_kronshtadtskij|Мф. 18:10]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:31#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 25:31]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:34#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:34]] ===== Ориген ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:35#origen|Мф. 25:35]] ===== Епифаний Латинский ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. толкование на [[new:mf:25:35#epifanij_latinskij|Мф. 25:35]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:37#evfimij_zigaben|Мф. 25:37]] ===== Анонимный комментарий ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:35#anonimnyj_kommentarij|Мф. 25:35]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** Кто такие истинные **братья Христовы**, которым делая добро или зло, мы делаем как бы Самому Христу? И почему, делая добро или зло им, мы делаем как бы Христу? Братьями своими Иисус Христос удостаивал называть истинных последователей своих, как близких Ему по жизни по Его примеру и по страданиям. Меньшие братья Христовы, это – бедные и нуждающиеся, угнетенные другими, несчастные, так как и Сам Иисус Христос жил на земле в бедности и нужде, и в презрении от большей части иудеев. Сделанное нами добро или зло своим ближним Господь относит к себе: потому что единение Господа с истинными последователями есть самое тесное [[new:in:15:04|(Иоан. 15, 4–6)]], так что Он в них, они в Нем. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Троицкие листки ===== **И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне** См. Толкование на [[new:mf:25:31#troickie_listki|Мф. 25:31]] [<10>]