[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:52 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут** См. Толкование на [[new:mf:26:51#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:51]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут** Но, если не напрасно носит меч тот, кто поставлен мстителем за гнев Божий против делающего зло, почему погибнет от меча тот, кто только возьмется за меч? И от какого меча? Именно от того меча огненного, который обращается перед раем [[old:gen:03:24|(Быт. 3:24)]], и от меча духовного, который описывается среди всеоружия Божия [[new:ef:06:11|(Еф. 6:11-17)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут** См. Толкование на [[new:mf:26:51#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 26:51]] ===== Ориген ===== Ст. 52-54 **Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть** И посмотри: после того как Господь сказал Петру: **Возврати меч твой в его место** (что свойственно терпению), и возвратил отсеченное ухо, о чем говорит другой евангелист (что было доказательством Его высочайшей благости, равно как и божественной силы), только тогда Он произнес эти слова, чтобы они оказались верными благодаря Его предшествующим словам и делам, дабы присутствующие, даже если и не помнили о Его прежних благодеяниях, то запомнили бы настоящие. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: еси бо приемшии нож ножем погибнут** Упрекнул его и показал, что не нужно пользоваться мечом для защиты Бога; этим, конечно, запретил и всякое оружие. //Вси бо приемшии нож...// – есть пророчество о погибели пришедших на Него иудеев. Иоанн ([[new:in:18:11|18:11]]) говорит, что Иисус Христос сказал: //чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея//? показывая, что все это совершается не по их власти, а по допущению Отца, и что до самой смерти Он был послушен Отцу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут** [[new:lk:22:51|(Лк. 22:51;]] [[new:in:18:11|Ин. 18:11)]]. Спаситель повелевает Петру оставить свой нож без употребления. Дальше приводится причина, почему это так. Альфорд считает //“мечом погибнут”// заповедью и говорит, что здесь не только будущее, но и будущее повелительное: пусть мечом погибнут или должны погибнуть. При таком толковании смысл слов Христа был бы ясен; но в подлиннике нет повелительного наклонения будущего времени. Иларий говорит: “не все, которые носят меч, обыкновенно мечом погибают. Многие погибают от горячки или от какого-нибудь другого случая — те, которые пользуются мечом или по должности судей или вследствие необходимости сопротивления разбойникам.” Августин затруднялся толкованием этих слов. Другие думают, что здесь — общая мысль, напоминающая древний закон о мести [[old:gen:09:06|(Быт. 9:6)]], или народное выражение (пословица), по которому наказанием для каждого служат его недостатки (ср. [[new:otkr:13:10|Откр. 13:10]]). Нельзя эти слова относить только к Петру, потому что, — независимо от их общего смысла, — несомненно, что Петр никогда после того не поднимал ни на кого меча и, однако, сам погиб от меча; или что изречение относилось к иудеям, погибшим от меча римлян, потому что в этой самой толпе, взявшей Христа, именно римляне, вероятно, и владели мечами. Не остается ничего больше, как понимать выражение только в общем смысле; и если мы раскроем ветхозаветную Библию, то найдем множество подобных же общих изречений, например, у Сираха, в Притчах и проч., которые нельзя принимать в совершенно безусловном смысле, не допускающем никаких исключений. Так и слова Христа допускают множество исключений, в общем своем значении не переставая быть вполне верными. Несомненно только, что Христос, произнося Свои слова, запретил всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия. Отступления ветхого человека от этой истины вследствие необходимости или каких-либо других причин могут иметь опасные последствия для него же самого — поднимая меч, ео ipso одобряете поднятие его и другими, и это может пасть на его собственную голову. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут** См. Толкование на [[new:mf:26:45#troickie_listki|Мф. 26:45]] [<10>]