[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:61 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 61-66 **и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти** **Приступльше же лжесвидетели реша: сей рече: разорю церковь сию, и треми деньми воздвигну ю** [[new:mf:26:61|(Матф. XXVI, 61]]; [[new:mk:14:58|Мрк. XIV, 58]]; [[new:in:02:19|Иоан. II, 19)]]. И Он действительно говорил, что в три дня воздвигнет Церковь, но не говорил: разрушу, а: //разрушьте//; и притом говорил не о Церкви, а о собственном теле. Что же сказал на это первосвященник? Желая побудить к защите самого обвиняемого, чтобы чрез это уловить Его, он говорит: **не слышишь ли, что сии на Тя свидетельствуют? Он же молчаше** [[new:mf:26:62|(ст. 62-63)]]. Ответ был бесполезен, когда никто не слушал, да и суд их имел только наружный вид суда, на самом же деле был не что иное, как нападение разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа. Поэтому Христос и молчал. Между тем первосвященник продолжал говорить: **заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос Сын Бога живаго? Он же сказал: ты рекл еси. Обаче глаголю вам, отселе узрите Сына человеческаго седяща одесную силы, и грядуща на облацех. Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя: хулу глагола** [[new:mf:26:63|(ст. 63-65)]]. Это Он сделал для того, чтобы усилить обвинение, и свои слова подтвердить самым делом. И так как слова его привели в страх слушателей, то они точно так же, как и во время осуждения Стефана, затыкали уши свои. Но в чем состоит эта хула? Ведь и прежде Христос говорил собравшимся к Нему: //рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене// [[new:mf:22:44|(Матф. XXII, 44]]; [[old:ps:109:01|Псал. CIX, 1)]], и изъяснил эти слова; и они тогда не смели говорить, а молчали, и с того времени ни в чем уже Ему не противоречили. Как же теперь слова Его они назвали хулою? Для чего и Христос дал такой ответ? Для того, чтобы отнять у них всякое извинение, так как Он учил их до последнего дня, что Он есть Христос, сидит одесную Отца, и имеет прийти опять судить вселенную, - что самое свидетельствовало о совершенном Его согласии с Отцом. Итак первосвященник, растерзав ризы свои, сказал: **что вам мнится?** Не объявляет своего мнения, но требует его от своих советников, как будто об очевидных преступлениях и явном богохульстве. Но так как первосвященники знали, что если дело будет исследовано и тщательно рассмотрено, то Христос окажется совершенно невинным, то и осуждают Его сами и, предупреждая слушателей, говорят: **вы слышасте хулу**, едва не вынуждая тем, едва не насильно исторгая приговор. Что же отвечали эти слушатели? **Повинен есть смерти**, - чтобы, как будто уже обвиненного, только оставалось представить Его на суд Пилата. Сознавая это, они и говорят: **повинен есть смерти!** Сами обвиняют Его, сами судят, сами произносят приговор, - сами все делают. Почему же они не выставили в обвинение Христа Его дело в субботу? Потому, что Он прежде часто заграждал им уста, когда они начинали говорить об этом, и притом они хотели уловить Его и осудить на основании настоящих Его слов. Итак, первосвященник, предварительно исторгнув у них это осуждение на Иисуса, и раздранием риз своих склонив всех на свою сторону, ведет Его как злодея к Пилату. Так он доселе действовал. Но у Пилата они ничего подобного не говорят, но что же? //Аще не бы был сей злодей, не быхом предали Его тебе// [[new:in:18:30|(Иоан. XVIII, 30)]], - желая умертвить Его как виновного в преступлении против общественного блага. Но почему они не умертвили Его тайно? Потому что хотели уничтожить и самую славу Его. Так как много было таких, которые слышали Его беседы и сильно удивлялись Ему, то враги Его стараются предать Его смерти публично, пред всеми. А Христос с своей стороны не препятствовал этому, но злобу их употребил к утверждению истины, так как чрез это смерть Его стала всем известною. Таким образом случилось совсем не то, чего хотели. Враги хотели предать Его публичному позору, чтобы таким образом посрамить Его, а Он чрез это самое еще более прославил Себя. И подобно тому как они говорили прежде: //убьем Его, да не когда приидут Римляне, и возмут град и язык наш// [[new:in:11:48|(Иоан. XI, 48)]]; а когда убили Его, то это с ними и случилось, - так и здесь они хотели публичным распятием повредить Его славе, но вышло напротив. А что они имели власть сами по себе предать Его смерти, это видно из слов Пилата: //поимите Его вы и по закону вашему судите Его// [[new:in:18:31|(Иоан. XVIII, 31)]]. Но они не хотели этого, чтобы показать, что Он предан смерти как законопреступник, как самозванец, как возмутитель. Вот почему и распяли вместе с Ним разбойников; потому же и говорили: //не пиши, что сей есть царь иудейский, но, яко сам рече// [[new:in:19:21|(Иоан. XIX, 21)]]. Все это делалось для утверждения истины, чтобы врагам не осталось даже и тени бесстыдного оправдания. Точно так же печать и стража при гробе только способствовали к яснейшему обнаружению истины; то же самое должно сказать о посмеянии, злословии, поношении. Таково обыкновенно коварство: что оно злоумышляет, тем самым и разрушается. Так случилось и здесь: те, которые думали одержать верх, остались наиболее посрамленными, побежденными и низложенными; а кто казался побежденным, тот особенно прославился и одержал верх. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Но наконец пришло еще двое лжесвидетелей; и сказали они: "Сей говорил: Могу разрушить храм Божий и в три дня снова воссоздать его"** Каким образом они являются лжесвидетелями, если говорят то, что мы читаем действительно как сказанное Господом? Это потому, что ложный свидетель есть тот, который сказанное понимает не в том значении, с каким оно сказано. В самом деле Господь сказал это о храме тела Своего. Но при этом они в самом приведении слов допускают клевету, немного прибавив, или изменив их, как будто они в самом деле заключают хулу. Спаситель сказал: //Разрушьте храм сей//, а они изменяют и говорят: "Могу разрушить Храм Божий". Вы, говорит, //разрушьте//, а не Я, "потому что невозможно, чтобы Мы Сами на Себя налагали руку". Затем они извращают слова, [сказав:] //и в три дня воссоздать его//, так что кажется, будто Он сказал о храме иудейском. Господь же, чтобы показать, что Он говорил о храме духовном и одушевленном, сказал: //И Я в три дня восстановлю его// [[new:in:02:21|(Ин 2 21)]] [воздвигну - suscitabo]. Ведь иное дело создать (aedificare) и иное дело воздвигнуть (suscitare). ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его** См. Толкование на [[new:mf:26:60#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 26:60]] ===== Ориген ===== **и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его** См. Толкование на [[new:mf:26:59#origen|Мф. 26:59]] ===== Евфимий Зигабен ===== **и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его** См. Толкование на [[new:mf:26:59#evfimij_zigaben|Мф. 26:59]] ===== Лопухин А.П. ===== **и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его** [[new:mk:14:58|(Мк. 14:58)]]. //“В три дня”// — в продолжение (δια) трех дней. Речь у Матфея краткая, простая и немногословная. Но у Марка слышно даже (на греч.), как здесь заплетается лжесвидетельский язык. Приглашенные лжесвидетели должны были говорить пред высшими народными начальниками. Естественно, если они пришли в смущение и говорили нескладно, грубо и неблагозвучно. Свидетели сами слышали когда-то речь Христа к иудеям [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]], и им самим показалось изумительным и странным Его заявление о том, что можно построить такое громадное здание в течение трех дней! Лица, искавшие лжесвидетелей и приносившие лжесвидетельства, выставляли против Христа обвинение в уклонении от истины. Лжесвидетели излагают речь Христа [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]] своими словами, совершенно не так, как она излагается у евангелиста. Но сущность дела они передают вполне точно. Видно, что свидетели были из простой толпы и, вероятно, не стояли на той юридической высоте, на какой стояли сами собравшиеся судьи. Последние могли бы выставить против Христа более тяжкие обвинения, конечно, со своей собственной точки зрения. Они могли бы обвинить Его, например, в нарушении субботы или в изгнании бесов силою Веельзевула. Но, будучи судьями, они не могли быть свидетелями, и потому не высказывают обвинений, непонятных простецам. Посторонние же свидетели свидетельствуют только о том, что казалось им особенно несообразным, бросалось им в глаза и тревожило их слух. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его** См. Толкование на [[new:mf:26:57#troickie_listki|Мф. 26:57]] [<10>]