[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:72 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека** См. Толкование на [[new:mf:26:69#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:69]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 72-73 **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру** Я знаю, что некоторые благочестивые под влиянием любви к апостолу Петру так изъясняют это место, что будто апостол отрекся не от Бога, а от человека, и что смысл [его слов] такой: "Я не знаю человека, потому что знаю [Его как] Бога". Насколько такое толкование легкомысленно, благоразумный читатель понимает: они так защищают апостола, что Бога представляют виновным во лжи. Действительно, ведь если апостол не отрекся, то Господь произнес ложь, когда сказал: //Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.// Обрати внимание: Он говорит: //отречешься от Меня//, а не: //от человека//. **Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.** - Это значит не то, что Петр был из чужого народа или говорил на другом языке. На самом деле, и обличавшие его, и он, обличаемый, были евреи; а значит это то, что каждая область и страна имела свои особенности, и [или: так что] говорящий не мог избегнуть особенностей простонародного выговора. Вот почему и Ефрафеи [или: Ефремляне], по свидетельству Книги Судей [[old:sud:12:06|(Суд 12:6)]] не могли выговорить условленного слова (σύνθημα, θли σύμβολον) [ψибболет произносили: сибболет]. ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека** См. Толкование на [[new:mf:26:69#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 26:69]] ===== Ориген ===== **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека** См. Толкование на [[new:mf:26:69#origen|Мф. 26:69]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека** См. Толкование на [[new:mf:26:71#evfimij_zigaben|Мф. 26:71]] ===== Лопухин А.П. ===== **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека** ([[new:mk:14:70|Мк. 14:70;]] [[new:lk:22:58|Лк. 22:58;]] [[new:in:18:25|Ин. 18:25]]). По свидетельству Иеронима, некоторые говорили, что Петр отрекся от Христа только как от человека, а не как от Бога. “Так, — говорит Иероним, — защищают апостола, обвиняя во лжи Бога... Ибо если Петр не отрекся, то неправду сказал Господь, предсказавший: “//трижды отречешься от Меня.”// Петр отрекается теперь с клятвою (μετά όρκαυ), что свидетельствует об усилении его первого отрицания. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека** См. Толкование на [[new:mf:26:69#troickie_listki|Мф. 26:69]] [<10>]