[<10>] ====== Толкования на Мф. 27:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:31#svt_ioann_zlatoust|Мф. 27:31]] ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:33#svt_xromatij_akvilejskij|Мф. 27:33]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mk:15:23#svt_innokentij_borisov|Мк. 15:23]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью** Евангельскую проповедь слово Божие уподобляет приточно вину то источающемуся из Владычнего ребра, то напояющему сладостью учеников. Иудеи, не изведав веселья от сего вина, упорно старались сокрушить истину ложью. Учителю премудрости поднесли оцет, примешав к нему и горечь, потому что уста их //полны суть клятвы и горести// [[old:ps:009:28|(Пс.9:28)]]. А таковы и пития их, Насадителю винограда жизни воздающих оцтом и Услаждавшему, как медом, Божественными словесами и законами подающих горечь желчи. //**Письма. Книга I.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XLVII.// Почему Матфей вспоминает, что Ему дали вино с желчью [[new:mf:27:34|(Мф. 27:34)]], Марк – что со смирной [[new:mk:15:23|(Мк. 15:23)]], Иоанн – что с иссопом [[new:in:19:29|(Ин. 19:29)]], а Лука ни с чем не смешанный [уксус] вспоминает [[new:lk:23:36|(Лк. 23:36)]]? //Разъяснение.// Не один раз, но много, не только когда просил Христос, но и когда не просил, приносили Ему пить вышеназванное. Не всё все[евангелисты], но каждый по частям [это] изложили. Матфей и Марк рассказали про вино, предложенное прежде Креста, один – с желчью, другой же – со смирной, потому что каждое из них было одинаково горьким. Иоанн же написал, что когда Господь сказал «жажду!», некто, взяв губку, иссоп и, наполнив уксусом, напоил Господа. Из этого видно, что по-разному Ему были принесены вышеназванные виды [питья] звериным нравом иудеев. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **//«Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:31#prp_iustin_popovich|Мф. 27:31]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** Господь говорит Иерусалиму: //Я насадил тебя как благородную лозу; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?// [[old:ier:02:21|(Иер 2:21)]] Горькая лоза дает и вино горькое, которое Иерусалим приготовил Господу Иисусу, так что исполнилось то, что написано: //Дали Мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом// [[old:ps:068:22|(Пс 68:22)]]. А слова: И, отведав, не хотел пить, показывают то, что Он действительно за грехи наши вкусит горечь смерти, но в третий день воскреснет. ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:33#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 27:33]] ===== Ориген ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:33#origen|Мф. 27:33]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Даша Ему пити оцет с желчию смешен: и вкушь, не хотяше пити** Марк ([[new:mk:15:23|15, 23]]) говорит, что Ему давали пить вино со смирною; но Он не принял. И то, и другое предлагали Ему в насмешку, как бы для восстановления упадающих сил. Уксус смешали с желчью, чтобы он был острый и горький. Все это указывало на язвительность и ненависть иудеев, так как и смирна тоже весьма горька. Все вышеуказанное предложили Иисусу Христу прежде возведения Его на крест, как сказали Марк и Матфей, а после возведения на крест дали Ему только уксусу, как опять-таки говорят они ([[new:mf:27:48|Мф. 27, 48]]; [[new:mk:15:36|Мк. 15, 36]]), а также Лука ([[new:lk:23:36|23, 36]]) и Иоанн ([[new:in:19:29|19, 29]]). Следует обратить внимание и на то, что, не приняв вина со смирною, так как это не имело никакой цели, Иисус Христос теперь отведал уксусу с желчью только ради желчи, чтобы исполнилось Писание: //и даша в снедь Мою желчь// ([[old:ps:068:22|Пс. 68, 22]]), – а когда был распят, испил только уксусу, ради того, что написано дальше: //и в жажду Мою напоиша мя оцта//. Конечно, когда Иисус Христос отведал уксусу с желчью, то, по видимому, исполнились оба эти изречения; но там написано: в жажду, а Он не ощущал жажды до возведения на крест, а после того. Поэтому Иоанн ([[new:in:19:28|19, 28]]) сказал: //ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду//. Сначала сами предлагали Иисусу Христу вышеуказанное питие в насмешку, как мы сказали, а потом услышав, что Он жаждет, поднесли Ему уксус. Но если написано: //даша в снедь Мою желчь//, т.е. чтобы есть, то почему они дали Иисусу Христу желчь выпить? Полагаю, что кусочки сухой желчи были размочены в уксусе, чтобы уксус служил вместо вина, а кусочки желчи – вместо хлеба, так что они подавали, собственно, питье, но вместе с тем и пищу. Совершенно ослабевшим мы обыкновенно даем вино, набросав туда хлеба, чтобы они сначала выпили вино, а потом съели и хлеб. Если же мы не так будем понимать это, то нигде мы не найдем повествования о том, чтобы Иисусу Христу давали желчь в пищу; разве только кто-либо будет понимать желчь в таинственном смысле, как горечь, которую они давали Иисусу Христу в пищу, т.е. вместо пищи ежедневно огорчали Его. ===== Лопухин А.П. ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:33#lopuxin_ap|Мф.27:33]] ===== Троицкие листки ===== **дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить** См. Толкование на [[new:mf:27:33#troickie_listki|Мф. 27:33]] [<10>]