[<10>] ====== Толкования на Мф. 27:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 40-42 **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него** После того, как сделали все, что хотели, стараются опорочить и славу Его, страшась Его воскресения. С этою целью они всенародно говорят об этом, распинают с Ним разбойников, и желая огласить Его льстецом, говорят: **разоряяй Церковь, и треми деньми созидаяй, сниди со креста** [[new:mf:27:40|(ст. 40)]]. Когда, тщетно просивши Пилата снять вину (а вина была написана такая: //царь Иудейский// - [[new:in:19:21|Иоан. XIX, 21-22]]), они не успели в намерении (он воспротивился им, сказав: //еже писах, писах//), - тогда они уже ругательствами своими старались показать, что Он не царь. Поэтому они, кроме тех слов, говорили и следующие: **аще царь есть Израилев, да снидет ныне со креста** [[new:mf:27:42|(ст. 42)]]; и еще: **иныя спасе, Себе не может спасти**, - и покушались таким образом омрачить и прежние знамения Его. Также: если Он Сын Божий и угоден Ему, пусть Бог спасет Его. О, скверные и пребеззаконные! Что же: пророки разве не были пророками, или праведные - праведными, от того, что их Бог не исхитил от напастей? Они оставались таковыми, хотя и претерпевали страдания. Что может сравняться с вашим безумием? Если их слава не омрачилась бедствиями, наведенными вами на них, но они остались пророками и при всех страданиях, которые терпели, то тем более не надлежало вам соблазняться о Христе, Который и делами, и словами искоренял в вас эту мысль. Впрочем, говоря и делая это, они ничего не успели даже в самое это время. Тот, который погибал в крайнем нечестии, который все время жизни своей провел в убийствах и грабежах, в то время, как говорено было это, исповедал Его и вспомнил о царствии; равно и народ плакал о Нем. Хотя неведущим строения тайны казалось, что все происходившее свидетельствовало о противном, - именно, что Он слаб и бессилен, - но истина и самыми противными обстоятельствами усилилась. Итак, слыша это, вооружимся против всякого возмущения сердечного, против всякого гнева. Если увидишь, что сердце твое возгорается, огради грудь твою крестным знамением: вспомни что-нибудь из случившегося тогда, - и этим воспоминанием ты рассеешь всякое возмущение духа, как прах. Помысли о словах, делах; помысли, что Он Владыка, а ты - раб. Он пострадал для тебя, а ты для себя; Он за облагодетельствованных Им и вместе распявших Его, а ты за себя самого; Он за причинявших Ему оскорбления, а ты часто за обиженных тобою; Он - в глазах целого города, даже всего народа иудейского, в глазах пришельцев и соотечественников, которым Он изрекал человеколюбивые глаголы, а ты - в присутствии нескольких. А что всего обиднее, Он оставлен был и самими учениками. Те, которые прежде услуживали Ему, убегли от Него; а враги и противники - иудеи, воины, с обеих сторон разбойники, окружая Распятого, досаждали, укоряли, поносили, насмехались, хулили: и разбойники оба поносили и хулили Его. Но как же Лука говорит [[new:lk:23:40|(XXIII, 40)]], что один из разбойников поносил Его? И то, и другое было; сперва хулили оба, а после не так уже. Чтобы ты не подумал, будто бы это произошло по какому-то согласию, или что разбойник не был разбойником, - евангелист его ругательством доказывает тебе, что сперва на кресте был разбойник и враг, но внезапно изменился. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ---- См. Толкование на [[new:mf:27:39#svt_ioann_zlatoust|Мф. 27:39]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста** См. Толкование на [[new:mf:27:38#prp_iustin_popovich|Мф. 27:38]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста** См. Толкование на [[new:mf:27:39#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 27:39]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста** См. Толкование на [[new:mf:27:38#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 27:38]] ===== Ориген ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста** См. Толкование на [[new:mf:27:39#origen|Мф. 27:39]] ===== Евфимий Зигабен ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста** См. Толкование на [[new:mf:27:39#evfimij_zigaben|Мф. 27:39]] ===== Лопухин А.П. ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста ** См. Толкование на [[new:mf:27:39#lopuxin_ap|Мф.27:39]] ===== Троицкие листки ===== **и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста ** См. Толкование на [[new:mf:27:35#troickie_listki|Мф. 27:35]] [<10>]