[<10>] ====== Толкования на Мф. 28:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему** См. Толкование на [[new:mf:28:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 28:1]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему** Как, когда вместе с Марией Магдалиной, Богородица, услышав от Ангела благовестие о Воскресении, только одна Она поняла значение возвещенного, так и теперь вместе с другими женами встретив Сына и Бога, Она, первая из всех иных, и увидела, и узнала Воскресшего, и, приступив, ухватилась за Его ноги, и стала Апостолом для Апостолов. То, что Мария Магдалина не была с Божией Матерью в то время, когда, возвращаясь от гроба, Ее встретил, явился и говорил Господь, это мы узнаем от Иоанна: //«Тече убо// (Мария Магдалина), говорит, //и прииде к Симону Петру, и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глаголала има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его»// [[new:in:20:02|(Ин.20:2)]]. Да как бы она могла сказать, что «взяли и переложили, а куда не знаем», если она Его видела, и руками ялась и встретив, услышала (Его голос)? Но и после того, как Петр и Иоанн прибежали ко гробу и увидели плащаницы и ушли, говорится, что Мария стояла у гроба вне, плача. Видите ли, что она не только не видела (Господа), но ни слухом (о Воскресении) не была удостоверена. И хотя Ангелы явились и спросили ее: //«Жено, что плачеши?»//, она снова как о мертвом ответила. Когда же, обернувшись, она увидела Иисуса, то все же не поняла случившегося, но будучи вопрошенной Им: //«Что плачеши?»//, говорила все то же, пока Он не позвал ее по имени, Сам убедив ее, что Он – жив. Тогда и она приступив, ища объять Его стопы, услышала от Него: //«Не прикасайся Мне»//, из чего мы познаем, что когда сначала Он явился Матери и находящимся с Нею женам, то Он только Ей одной допустил объять Его стопы, хотя Матфей делает общниками сего и других жен, не желая, по той причине, которую мы указали в начале, явно предпочесть Матерь как свидетеля о таковых вещах. Потому что после того, как Приснодева Мария первая пришла ко гробу, и первая приняла благовестие Воскресения, многие пришли; и они увидели отваленный камень, и услышали Ангелов, и, возвращаясь после сих слов и видения, они разделились. И одни, как говорит Марк: //«Бежаша от гроба, имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояху бо ся»// [[new:mk:16:08|(Мк.16:8)]]. А другие – последовали за Божией Матерью, и были обрадованы видением и словами Господа. Магдалина же пошла к Петру и Иоанну, и за ними, снова, пришла ко гробу одна; и когда они ушли, одна она была удостоена увидеть Господа, и также посылается к Апостолам; и она пошла к ним, всем возвещая, как говорит Иоанн //«яко виде Господа, и сия рече ей»// [[new:in:20:18|(Ин.20:18)]]. **//Омилия 18. В Неделю Мироносиц.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 9-10 **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня** То, что сначала женщины видят Господа, что Он приветствует их, что они поклоняются Ему и что Он повелевает им принести благую весть апостолам, переворачивает устоявшийся от начала мира порядок. Род, через который смерть вошла в мир, теперь становится первым, которому дается принять славу, видение, плод и весть воскресения. Стражи, все видевшие, отвергли славу воскресения тем, что вступили в заговор, чтобы солгать, будто тело Христа украли. Свое замалчивание воскресения они продали за почести и удовольствия сего мира, ибо почести его выражаются в деньгах. **//Комментарий на Евангелие от Матфея.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему** Две святые Марии удостоились чести и радости, удостоились самого великого благовестия, первыми видеть то, чего никто из людей не видел еще: воскресшего Богочеловека, Господа Христа. Это должна была быть невиданная радость, и страх от радости, ибо они видят то //"чего око человеческое не видело"//, и слышат то, чего //"ухо человеческое не слышало"//, и чувствуют то, <чего сердце человеческое не чувствовало> (ср. [[new:1kor:02:09|1 Кор 2, 9]]). Вот они первыми видят воскресшего Господа, первыми слышат Божественные слова из уст воскресшего тела Его. Евангелист благовествует: **Когда же шли оне возвестить ученикамъ Его, и се, Iисусъ встретилъ ихъ, и сказалъ: радуйтесь. И оне, приступивъ, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему** [[new:mf:28:09|(стих 9)]]. И снова - исключительная радость, и снова - исключительное благовестие: они первые удостаиваются обнять ноги воскресшего Господа и поклониться Ему как истинному Богу и Господу. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь** Те, которые так желали, которые так спешили, теперь заслужили встретить воскресшего Господа и прежде других услышать: //Радуйтесь//, так что проклятие Евы над женщинами устраняется. **И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему** Эти приближаются, обнимают ноги Его и поклоняются Ему. Но однако та, которая искала живого между мертвыми и не знала еще, что Сын Божий воскрес, по заслуге своей слышит: //Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему// [[new:in:20:17|(Ин. 20:17)]]. ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== Ст. 9-10 **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня** Когда они шли, Господь **встретил их и сказал: радуйтесь!** Итак, Он встречает их и не устрашает силой Своей, а появляется перед ними с пылкой Своей любовью. Он не смущает их Своей властью, а тепло их приветствует. Он связывает их заветом жениха, а не правом правителя, чтит их любовью брата. Он приветствует их: **радуйтесь!** Когда-то Он говорил ученикам: //никого на дороге не приветствуйте//. Как же здесь на дороге этот Путник столь скоро приветствует их? Он не ждет, пока Его узнают; Он не требует, чтобы Его поняли; Он не ждет, пока Ему зададут вопросы. Нет, Он Сам приветствует, охотно приветствует. Он так поступил, потому что все наполняет и все превосходит сила Его любви. Так поступая, Христос приветствует Церковь Свою: так самое ее сердце Он делает Своим сердцем и принимает тело ее в Свое тело, как говорит апостол: //И Он есть глава тела Церкви//. Само это приветствие очевидно показывает, что в этих женщинах явлен образ всей Церкви. Они противопоставляются тем ученикам, которых Христос упрекал, когда они колебались относительно воскресения. Он подавляет их страхи, показывая Свой бок и раны от гвоздей. А принимая пищу , Он восстанавливает их веру. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-10 **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня** Так как женский пол осужден был на скорбь, то Господь чрез воскресение Свое доставил женскому полу радость и благословил его. По этой причине и они из глубокого благоговения к Нему и чести держать ноги Его, не смея, вследствие скромности, коснуться других частей тела, кроме крайних частей тела Его. Некоторые же говорят, что они намеренно ухватились за ноги Его, чтоб познать, воистину ли Он воскрес и не мечта ли это, или не дух ли это, ибо они думали, что это - дух. Итак, тогда обе Марии коснулись ног Его; по Иоанну же, Мария Магдалина пытается коснуться, но не дозволяется ей. Это потому, что она хотела всегда пребывать с Ним, как и прежде, или лучше: чрез то не допускается, по Иоанну, коснуться Иисуса, что это излишне, ибо после того, как она, как говорит Матфей, прикоснулась к ногам Его, какая была еще нужда прикасаться опять? Так что она и не допускается, как желающая лишнего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда же идясте возвестити учеником Его, и се, Иисус срете я** Те, которые раньше всех прошли, прежде всех видят Господа и получают такую награду за свое усердие. **Глаголя: радуйтеся** Дает радость им, осужденным на печаль за древнее преслушание. Заговорил, чтобы они еще более узнали Его по голосу, и первый голос Его благовествовал радость. **Оне же приступльше ястеся за нозе Его, и поклонистеся Ему** Жены из любви и уважения к Иисусу Христу ухватились за Его ноги, а Он не возбранил этого, предоставляя им возможность чрез прикосновение убедиться в том, что это был не призрак. ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему** Во всех этих и многих других обстоятельствах, сообщаемых евангелистами, мы видим признаки ночного движения учеников Христа к Его гробу и от него. Если, как замечено было выше, ученики Христа спали пред самым временем Его страданий, в то время, когда враги Его бодрствовали, то теперь, наоборот, враги, успокоившись, не проявляют почти никакого движения, а ученики, напротив, бодрствуют и движутся по разным направлениями. Описать такое движение всегда и везде бывает трудно. Мария Магдалина пришла ко гробу, вероятно, первая и затем удалилась в Иерусалим. За нею идут другие мироносицы, и, получив весть о воскресении, быстро бегут в Иерусалим к ученикам — сообщить им весть о воскресении. Около этого времени выходят из Иерусалима Петр и Иоанн, а за ними опять Мария Магдалина. Движение к гробу совершалось, вероятно, из разных мест и по разным дорогам из Иерусалима и обратно. Поэтому трудно сказать, были ли мироносицы, о которых говорится в 9 стихе, те же самые, о которых сказано было в 8 стихе, или же это были другие женщины, пришедшие ко гробу последними и теперь возвращавшиеся назад одни или вместе с первыми. Обыкновенно принимают, что это были другие и что к ним присоединилась Мария Магдалина. Во всяком случае следует считать вероятным, что настоящий рассказ Матфея не имеет для себя параллелей у других евангелистов. Этим женщинам, уже после явления Своего Марии Магдалине, является теперь Спаситель на дороге и приветствует их словом “//радуйтесь//” (χαίρετε). Женщины тотчас, может быть, по одному только слову, узнали Его, ухватились за ноги Его, как бы не желая с Ним расстаться, и совершили Ему поклонение, какое свойственно Богу (προσεκύνησαν, см. прим. к 2:2). Мнение, что раньше воздавали Ему такое поклонение только язычники, неверно (ср. [[new:mf:14:33|Мф. 14:33]]; [[new:in:09:39|Ин. 9:39)]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему** См. Толкование на [[new:mf:28:01#troickie_listki|Мф. 28:1]] [<10>]