[<10>] ====== Толкования на Мф. 28:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** См. Толкование на [[new:mf:28:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 28:16]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** Это нужно понимать в отношении человеческой природы (Богочеловека); потому что ту власть, которую, как Бог, Он имел от вечности, и силу и славу и пренебесную высоту и достоинство, ныне и как Человек, Он приемлет. Этим Он говорит: Мне, восставшему из мертвых, дана всякая власть на небе и на земле. Уже не царствует смерть над телом: потому что его смертность поглощена жизнью, которая – во Мне. Уже смерть не является последней и окончательной судьбой человека: потому что ее сменила бессмертная жизнь во Мне, и чрез Меня все смертные перейдут в жизнь. Смерть уже не удержит в земле тела смертных: потому что Я Мое земное Тело посажу на престоле на небесах, и с ним царствуя небесами, приду снова и буду судить всю землю, как Царь вселенной, и достойных земли, оставлю в ней; а, найденных праведными – вместе с их телами вознесу на небеса и дарую им царство небесное. **//Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** Господь наш Иисус Христос, по воскресении Своем из мертвых, Своим ближайшим ученикам, и другим верующим в Него, многократно являлся в продолжении четыредесяти дней, до Своего вознесения на небо. Первые Его явления имели целию дать полное удостоверение о том, что Он действительно воскрес из мертвых. В других последующих явлениях Он //глаголал яже о царствии Божии// [[new:act:01:03|(Деян. 1:3)]], преподавал высшие познания истин и таинств веры и устроял Свою Церковь. Евангелист Матфей в конце своего евангелия описал одно из сих явлений, имеющее особенную знаменательность, как можно усмотреть, между прочим, из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим, без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а о сем явлении предварил учеников Своих, и назначил для него место. //Да идут в Галилею, и ту Мя видят// [[new:mf:28:10|(Мф. 28:10)]]. Евангелист не определяет времени сего явления: но, без сомнения, оно последовало уже тогда, когда предшествовавшими явлениями по крайней мере в ближайших учениках Его достаточно была утверждена и освобождена от сомнений вера в совершившееся воскресение Господа. Хотя Евангелист только на одинадцать Апостолов указывает, как на очевидцев сего явления Господа: однако, вероятно, что в сем участвовали и многие другие. Вероятно, к сему клонилось и раннее о сем явлении предварение, и назначение места в Галилее, где Христос Спаситель много проповедывал прежде страдания Своего, и где тогда много было уверовавших в Него; и, конечно, из сих-то //овии... усумнешася// [[new:mf:28:17|(Мф. 28:17)]], не быв приготовлены видением предшествовавших явлений Воскресшего, как приготовлены были Апостолы. Господь Иисус начал Свою евангельскую проповедь возвещением, что //приближися ...царство небесное// [[new:mf:04:17|(Мф. 4:17)]]: и при конце Своего земного поприща уже самою короткою мерою определял сию близость: //не имам ясти, — не имам пити, — дóндеже царствие Божие приидет// [[new:lk:22:16|(Лк. 22:16)]]. Но ученики Его еще не довольно понимали царствие небесное; они еще не освободились от иудейской мысли о земном царстве Мессии. С воскресением Господа настало время, поелику открылась удобность, дать им ясное, опытное понятие о царствии небесном, показать им оное в самом действии. Для сего воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам, и провозглашает Свое воцарение в том царстве, которого приближение предсказывал: **приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли**. Теперь видите: царь предвозвещенного царства есть воскресший Христос; Его царство есть «небесное», потому что Его воскресшая жизнь, очевидно, есть уже не земная, а небесная и пренебесная, и такова же Его деятельность; но царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того, в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной несовершенной, смертной жизни, посредством благодатного возрождения, возводить в жизнь небесную, совершенную, бессмертную, в блаженство царства небесного. Но слово Господа нашего воскресшего, разрешая вопрос: что такое царство небесное, которого приближение Он предсказывал, в то же время пораждает другой вопрос: каким образом не прежде, как по воскресении, дана ему всякая власть на небеси и на земли, когда Он имел сию власть от вечности, яко единородный Сын Божий, Которым //создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли// [[new:kol:01:06|(Кол. 1:6)]], и Который //носит ...всяческая глаголом силы Своея// [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]]? Для разрешения сего вопроса надлежит различить состояние Сына Божия до Его воплощения от состояния Его по воплощении, состояние его, как Бога, и состояние Его, как Богочеловека. По первому состоянию, как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что им создано, и провидением Его хранимо и управляемо. Во втором состоянии Он, вступая в земную жизнь, //Себе умалил, зрак раба приим// [[new:fil:02:07|(Фил. 2:7)]]; и тогда слава Божества Его была сокрыта; Его человечество только еще готовилось к прославлению. Принеся себя, по человечеству, за повинное пред Богом наше всеродное человечество, в очистительную жертву правосудию Бога отца, Он приобрел в воскресении Своем прославление Своему человечеству и вместе надежду прославления нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он, и пребывает, как Бог, теперь возшел, как Богочеловек, — //превыше всех небес// [[new:ef:04:10|(Еф. 4:10)]]; и, как воспевает Церковь, «Ангели дивятся, человека зряще превыше себе». До крестной смерти и воскресения Христа Спасителя, для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей. Воскресший Христос есть «святый и истинный, имеяй ключь Давидов», — крест, //отверзаяй, и никтоже затворит// [[new:otkr:03:07|(Откр. 3:7)]]. Ему **дадеся ...власть** отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных. Власть, которая **дадеся** воскресшему Христу Богочеловеку **на земли**, есть таже, действующая здесь начинательно, которая действует совершительно на небеси. Здесь Он вводит верующих из царства поврежденной природы в царство благодати, чадам ветхого Адама //дает... область чадом Божиим быти// [[new:in:01:02|(Ин. 1:12)]]: там из царства благодати, возводит их в царство славы. Наконец, в провозглашении царской власти воскресшего Христа да не будет оставлено без особенного внимания открываемое пространство сей власти: **всяка власть на небеси и на земли**. В каких разнообразных видах является **всякая власть** Его **на небеси**, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет всякую власть: то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека личную и общественную, и на все царство природы. Под властию Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышет, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребныя человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости раждается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его, солнце опаляет, воздух дышет тлетворно, облак пускает смертоносныя стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его, невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство разстроивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для шатающихся языков, для людей поучающихся тщетным, для расторгающих узы Божественнаго закона, грозную власть дал Отец небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу Своим предопределением: //проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое; – упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я// [[old:ps:002:01|(Пс. II. 1. 3]]. [[old:ps:002:08|8. 9)]]. Благоговей пред властию Царя Христа, сын царствия небесного, искомого и чаемого. Благоговей пред властию Царя Христа, сын царства земного. Благоговей пред Ним мыслию, сердцем, делом, жизнию. Вопрошай часто, чего хощет Он от тебя, и исполняй волю Его, //работая Ему со страхом//, и, исполнив, //радуйся Ему с трепетом// [[old:ps:002:11|(Пс. 2:11)]]. Предпринимая дело, вопрошай, угодно ли оно Ему: и проси его благословения на то, что угодно Ему: и не колеблись отвергать то, что Ему не угодно. //Приими сие наказание//, то есть, наставление, //да не когда прогневается Господь// [[old:ps:002:12|(Пс. 2:12)]]. Радостно и назидательно видеть ныне благочестивый народ, радующийся о Благочестивейшем Царе, и радость свою приносящий пред лице Царя царствующих, благодарящий его за рождение Царя, как за небесный дар, просящий долгоденствия и благоденствия Царю, как небесного дара. О, если бы так всегда и во всем! Почто иные самонадеянные умы, вышед из повиновения вседержавной премудрости Христовой, домогаются самопроизвольно и своемудренно господствовать над делами, и над законами, и над общенародным разумением? — Почто на страже правды и честности поставляют не высокий и сильный страх Божий, а малодушный и ничтожный страх мнения человеческого? О, если бы никто в царстве земном не действовал в забвении о власти небесной! О, если бы, //яко очи раб в руку господий своих, ...тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны!// [[old:ps:122:02|(Пс. 122:2)]]. Верен Владыка душ совершить спасение душ; верен Царь царствующих благословить намерения и подвиги Царя, и благоустроить и в благоустройстве сохранить царство. Аминь. //**Беседа в пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. 1859 г.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 18-20 **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь** Завещание воскресшего Господа Христа: нет сомнения, Богочеловек существом Своим соединил Бога и человека, небо и землю, уравнял их Своей Истиной, Своей Жизнью, Своей Любовью, Своим Воскресением, и Своим Вечным Евангелием. Поэтому всякая власть на небе и на земле принадлежит Ему. Причем: она дана в Нем, через Него и ради Него самому человеческому естеству, которое эту власть утратило, подчинившись добровольно власти греха, смерти и диавола. В воскресшем Богочеловеке человеческое естество освобождено от греха, смерти и диавола, и тем самым ему возвращена и дана Божественная власть, которую имело оно на земле до грехопадения. И еще: много большая власть: ибо ему во Христе Богочеловеке дана всякая власть и на небе. Так в обоих мирах господствует: одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней – всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников. Ее сердце: святое таинство крещения. На это Спаситель в Завете Своем сводит все свое Евангелие и все Свое Богочеловеческое домостроительство спасения. В этом святом таинстве – и все остальные таинства; они все из него, как из всетаинства. Из него как из вседобродетели и все святые добродетели: отроичение = вседобродетель. Доказательство? **Уча их соблюдать все, что Я повелел вамъ** [[new:mf:28:20|(стих 20)]] ибо это все – свято и есть святая тайна = всетайна; и всесвятая добродетель = вседобродетель. Ничего из того, что относится к Богочеловеку, нельзя исключить или отбросить. В этом и заключается спасение каждого человека отдельно и всех народов совокупно. Вот доказательство, что это так: Сам Господь Христос остается в Своей Церкви со всеми Апостолами и их святыми наследниками **во все дни до скончания века** [[new:mf:28:20|(стих 20)]]. – На самом деле, это единственное живое завещание, в человеческом мире: Богочеловек оставил Себя всего в Церкви Своей = в Теле Своем. См. также Толкование на [[new:mf:28:16#prp_iustin_popovich|Мф. 28:16]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** Власть дана Тому, Кто немного прежде был пригвожден ко кресту, погребен во гробе, лежал мертвым и потом воскрес. А на небе и на земле дана Ему власть, чтобы Царствовавший прежде на небе, теперь царствовал на земле по вере веровавших. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** См. Толкование на [[new:mf:28:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 28:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли** Дана Мне, как человеку, такая власть, какую Я имел, как Бог. ===== Лопухин А.П. ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** “Теперь Новый Завет, во всей его полноте, был впервые объявлен на земле.” Вместо прежней διακονία в уничиженном состоянии, теперь εξουσία - власть, владычество, господство. “Всякая” (Πασα), т.е. вся. Прибавка слов “на небе и на земле” указывает на мировое господство, власть и силу. Не говорится, что власть “дана от Бога;” смысл тот, что Христос получил эту власть, уничтожив преграду, средостение между Богом и людьми и всем миром. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле** См. Толкование на [[new:mf:28:16#troickie_listki|Мф. 28:16]] [<10>]