[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:2 ====== ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** Иоанн выходил из пустыни, одетый в странную одежду. Он уклонялся от всякого общения с людьми, и потому не заходил ни в города, ни в деревни, ни в собрания мужей, и даже трапезу ни с кем не делил. Потому и написано: ...//и был в пустынях до дня явления своего Израилю//, а также: ...//имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед// [[new:lk:01:80|(Лк. 1:80]], [[new:mf:03:04|Мф. 3:4)]]... Неудивительно, что все изумлялись, видя перед собой мужа с волосами, как у назорея Божия, лик же являвшего боголепный, одетого в странного вида одежды, который внезапно появлялся неизвестно откуда из пустыни, а после проповеди удалялся обратно в пустыню и снова неизвестно куда; который не пил, не ел, не общался с толпой. Потому они думали, что он даже и не человек. Ибо как он мог быть человеком, если даже в пище никакой не нуждался? Поэтому и принимали его за ангела, того самого, о котором возвестил пророк. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 2-3 **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.** Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, — чтоб исправить для Него стези. Что это за **путь**? Какие это **стези**? Это — образ мыслей человеческих; это — сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтобы принять Господа, надо иметь сердечное произволение к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяснил архангел Гавриил праведному Захарию, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. //Он// (Предтеча), - говорил архангел, - //многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый [[new:lk:01:17|(Лк. 1.17)]].// **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** См. Толкование на [[old:mal:03:01#svt_filaret_moskovskij|Мал. 3:1]] //**Письма.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** См. Толкование на [[new:mk:01:01#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 1:1]] ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== Ст. 2-3 **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему** В начале Евангелия ясно звучат голоса святых пророков и Того, Кого они сами исповедовали как Господа Бога - Отца Господа нашего Иисуса Христа, Который по обещанию послал ангела Своего пред лицом Его. Это был Иоанн, //в духе и силе Илии// возглашавший в пустыне: **Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему** [[new:lk:01:07|(Лк. 1:7]], [[new:mk:01:03|Мк. 1:3)]]. Так и каждый из пророков проповедовал не какого-то своего бога, но все они говорили об одном и том же Боге: они по-разному Его обозначали и давали многие Ему имена. //**Против ересей.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 2-3 **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему** Крещение Иоанна было таким, каким и сам Иоанн: крещение настолько же праведное, насколько праведен человек. Однако этот человек принял от Господа особую милость, такую, что удостоился идти впереди Судии, и указывать на Него перстом, и возвещать пророчество: **Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу** [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1]], ср. [[new:mf:03:03|Мф. 3:3]], [[new:lk:03:04|Лк. 3:4)]]. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему** Этот фрагмент составлен из двух пророчеств, а именно пророчеств Малахии и Исайи. Первая часть: //Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Тебе,// взята у Малахии, и на этом Марк его прерывает (ср. [[old:mal:03:01|Мал. 3:1]]). Продолжение, то есть **Глас вопиющего в пустыне** и далее, он берет у Исайи [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]]. Почему же Марк в самом начале своего сочинения поставил: Как сказано у пророка Исайи: **вот, Я посылаю Ангела Моего**, а этого, как было отмечено, нет у Исайи, зато есть у Малахии, последнего из двенадцати пророков?.. Нам же понятно, откуда апостол взял такое свидетельство, и что он повторил пророчества не дословно, но передал их смысл своими словами. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** См. Толкование на [[new:mk:01:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 1:1]] ===== Ориген ===== Ст. 2-3 **Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** Марк свел воедино два пророчества, произнесенные двумя пророками в разных местах Писания. //Глас вопиющего в пустыне// [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]] встречаем в книге пророка Исайи по окончании истории о царе Езекии, восставшем от болезни [[old:is:38:10|(Ис. 38:10-20)]], в то время как //вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим// - у пророка Малахии [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1)]]. Марк сделал то же, что евангелист Иоанн, который изменил приведенное им высказывание (ср. [[new:in:01:23|Ин. 1:23]]). Пророк говорит: //Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему//, а у Марка читаем: **Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему**. Схожее сокращение Марк употребил во фразе: **Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой**, опустив идущие далее слова //предо Мною//. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// См. также Толкование на [[new:mk:01:01#origen|Мк. 1:1]] ===== Апрингий ===== **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** См. Толкование на [[new:mk:01:01#apringij|Мк. 1:1]] ===== Тертуллиан ===== **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** Известно, что Сам Сын Божий говорил с Моисеем и сказал народу: //«Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим»//, то есть лицом народа; //«он сохранит тебя в пути и введет тебя в землю, которую Я уготовил тебе; отправляйся за ним и внимай ему, и не будь непокорным - потому что он не простит греха вашего, ибо на нем Имя Мое»// (ср. [[old:ish:27:20|Исх. 27:20-21]]). Ибо Иисусу Навину, не Моисею, предстояло ввести народ свой в землю обетования (ср. [[old:chis:14:30|Чис. 14:30]]). Он называет его ангелом по причине многих чудес, которые ему предстояло сотворить (чудес, которые Иисус, сын Навина, совершил, как вы и сами читаете), и из-за его обязанностей пророка, состоящих в возвещении воли Божией. Точно так же Иоанна, Предтечу Христа, апостол назвал будущим ангелом , когда Дух Святой от лица Отца произнес: **Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим**, то есть лицом Христа, **который приготовит путь пред Тобою** (ср. [[new:mf:11:10|Мф. 11:10]], [[new:lk:07:27|Лк. 7:27]]). Не новое дело для Духа Святого называть ангелами тех, кого Бог избирает служителями Своей славы. //**Против иудеев.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 2-3 **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему** Это – слова пророчества о Иоанне Предтече Христовом. Предтеча называется **ангелом** за его ангельскую и как бы бесплотную на земле жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Предтеча называется **голосом, вопиющим в пустыне о исправлении для Господа пути**. Здесь Предтеча, приготовляющий людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Пророки – это особенные, благочестивые люди, в древнем еврейском народе, которых Господь посылал открывать людям Свою волю и исполнял Духом Святым так, что они могли предсказывать будущее [[new:2pet:01:21|(2 Пет. 1:21)]]. **У пророков**. Евангелист приводит вслед за сим предсказание двух пророков Иудейских Малахии и Исаии. **Се Аз** (вот Я) **посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит** (который приготовит) **путь Твой пред Тобою**. Это – слова пророка Малахии об Иoaнне Предтече [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1)]], их отнес к Предтече Сам Господь Иисус Христос [[new:mf:11:10|(Мф. 11:10)]]. Иоанн именуется Ангелом за его как бы ангельскую, почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание им грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень тем, что своей проповедью и крещением приготовлял иудеев к принятию Мессии. **Глас вопиющего в пустыни** и пр. Это – слова пророка Исаии о Иоанне Крестителе [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]], их относит к себе сам Иоанн [[new:in:01:23|(Ин.1:23)]]. В этих словах под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос, явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, например, освобождению иудеев из Вавилонского плена; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как Царя, Meccии своего. Выражения: **Я посылаю Ангела Моего, который приготовит путь Твой, и глас вопиющего в пустыни, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте** (правы творите) **стези** (Ему) **Его**, взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроить дороги. **Приготовьте путь Господу**, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Господа – Спасителя; **прямыми сделайте стези Его**, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу – по внутреннему духовному смыслу его. (См. объяснен. [[new:mf:03:03|Мф. 3:3]]). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** Эти три стиха представляют собой один период. «Согласно (союзу «как» в лучших греческих кодексах соответствует частица καθώς, а не ὡς, как в нашем кодексе Receptus) с предсказаниями пророков Малахии [[old:mal:03:01|(Мал.3:1)]] и Исаии [[old:is:40:03|(Ис.40:3)]], предсказавшими о пришествии Предтечи Мессии, который подготовит народ иудейский к принятию Мессии, явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов». [Вместо выражения «у пророков» многие древние кодексы читают: «у Исаии пророка». Но есть также древние кодексы, в том числе Александрийский (V в.), которые имеют принятое у нас чтение. Нужно заметить, что при чтении «у Исаии пророка» появляется большое затруднение, каким образом объяснить то обстоятельство, что евангелист далее прямо приводит пророчество не Исаии, а Малахии.] Таким образом, явление Иоанна не было чем-то совершенно неожиданным, оно давно уже было предсказано. Пророчество Малахии об Иоанне Предтече (см. комментарии к книге пророка Малахии) евангелист приводит раньше, чем пророчество Исаии, более древнего пророка, конечно, потому, что первое пророчество с большей определенностью говорит о пришествии Предтечи – Мессии, чем второе. Замечательно, что пророчество Малахии евангелист Марк приводит не по подлиннику и не по переводу Семидесяти, который в этом случае довольно точно повторяет мысль и выражение подлинника, а следует в этом месте евангелисту Матфею. Вместо выражения подлинного текста «пред лицем Моим» евангелист Матфей, а за ним и Марк, читает:// «пред лицем Твоим»//. Следовательно, по переводу обоих евангелистов Бог у Малахии обращается к Самому Мессии с предсказанием о послании перед Его пришествием особого Ангела или предвестника – Предтечи. У пророка же содержится обращение Иеговы к иудейскому народу. Пророчество Исаии о голосе вопиющего в пустыне (см. комментарии к [[old:is:40:03|Ис.40:3]]) приводится здесь как поясняющее собою приведенное выше пророчество Малахии и вместе как первооснова первого пророчества. Вестник Иеговы, о котором говорил Малахия, есть именно тот самый, о котором еще раньше предсказывал пророк Исаия, – такой смысл приведения пророчества Исаии. Отсюда же можно всякому видеть, что евангелист отождествляет Иегову, Который в Ветхом Завете через пророков предвозвещал о Своем пришествии, с личностью Господа Иисуса Христа. Место из Исаии евангелист Марк приводит по тексту перевода Семидесяти (ср. [[new:mf:03:03|Мф.3:3]]). //«В пустыне»// [[new:mk:01:04|(Мк.1:4)]]. Евангелист Марк не определяет, какую он подразумевает пустыню (Матфей прямо называет ее Иудейской: [[new:mf:03:01|Мф.3:1]]). Это может быть объяснено тем, что Марк как житель Иерусалима считал излишним ближайшее определение того, что он понимает под «//пустыней//»: иерусалимляне под «//пустыней//» привыкли понимать именно Иудейскую пустыню, т. е. страну между горами иудейскими и Иорданом, к северо-западу от Мертвого моря (ср. [[old:sud:01:16|Суд.1:16]]; [[old:ps:062:01|Пс.62:1]]). «//Проповедуя//». Проповедь Иоанна евангелист Марк передает своими словами, тогда как Матфей выводит говорящим самого Иоанна (ср. [[new:mf:03:01|Мф.3:1–2]]). //«Крещение покаяния»// (см. [[new:mf:03:11|Мф.3:11]]). //«Для прощения грехов»//. Прощение грехов было необходимым условием для того, чтобы человечество могло вступить в новую жизнь, которая открывалась с выступлением Обетованного Мессии в израильском народе. Но, во всяком случае, это прощение представлялось чем-то будущим, еще только должным наступить. И в самом деле,грехи человечества могли считаться прощенными только тогда, когда бы за них была принесена правде Божией вполне удовлетворительная жертва. А такая жертва в то время еще не была принесена). [Блаженный Феофилакт говорит: «Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов». Ясно, что и этот церковный толкователь относит «прощение грехов» ко времени, когда Христос будет уже «принят» с полной верой как Искупитель.] [<10>]