[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:7 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его** Не бывает ни покаяния без милости, ни милости без покаяния, однако прежде раскаяние должно осудить грех, чтобы милость смогла его уничтожить. Итак, Иоанн, представитель закона, крестил для покаяния, Христос же - для милости. //**Послания.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его** Выставив маловажность собственного крещения и показав, что в нем нет ничего, помимо приведения людей к покаянию (ведь он сказал, что не «водою прощения», но «покаяния»), Иоанн представляет нам крещение Иисуса исполненным несказанных даров. «Услышав, что Он идет после меня, - как бы обращается к нам Иоанн, - не пренебрегай Им как появившимся позже, но узнай о силе Его дара. Тогда ты поймешь, что я не сказал ничего достойного или великого, объявив себя недостойным развязать ремень Его сандалия. И не подумай, будто слова: //«Он сильнее меня»// (ср. [[new:lk:03:16|Лк. 3:16]], [[new:in:01:27|Ин. 1:27]], [[new:in:03:28|3:28-30]]), я сказал в смысле сравнения. Ведь я не достоин быть причисленным к рабам Его, даже к последним рабам, и принять на себя даже малую часть служения». Поэтому Иоанн говорит не просто о «сандалии», но о «ремне сандалия», то есть о том, что казалось последним из всех. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его** Илия Фесвитянин был вознесен на небо ([[old:4ts:02:11|4Цар. 2:11]]), но и он не больше Иоанна. Енох был взят ([[old:gen:05:24|Быт. 5:24]]), но и он не больше Иоанна. Моисей был величайшим законодателем, да и все другие пророки достойны восхищения, но и они не больше Иоанна. Не дерзал бы я сравнивать одних пророков с другими, если бы не сам Господь Иисус, Владыка их и наш, не объявил: //Из рожденных женами не восставал больший Иоанна// ([[new:mf:11:11|Мф. 11:11]]) - не из рожденных девами, но женами. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Блж. Августин ===== **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его** Из всех тех, кто предсказывал пришествие Христа, Иоанн был ближайшим к Нему благовестником. Все праведники и пророки древнейших времен желали увидеть свершившимся то, что они, по откровению Духа, считали, должно произойти в будущем. Вот и Сам Господь говорит: //Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали// ([[new:mf:13:17|Мф. 13:17]]). Потому Иоанн, как сказано, был больше, чем пророк. Среди рожденных матерями не было большего (ср. [[new:mf:11:09|Мф. 11:9]], [[new:lk:07:28|Лук. 7:28]]), ибо прежним праведникам выпала честь только предсказывать Христа, ему же - и предсказывать Его, пока Он еще отсутствовал, и увидеть Его присутствующего. Именно поэтому ему стало доступно то, к чему прежние пророки только стремились. //**Против сочинений Петилиана.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его** Как сам он был предтечей Господа, так и крещение его предшествовало крещению Господа. //**Спор люциферианина и православного.**// ---- Иоанн говорит: //Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви//, и еще: //Ему должно расти, а мне умаляться// ([[new:in:03:30|Ин. 3:30]]), что означает: Евангелию должно возрастать, мне же, закону, - умаляться. Иоанн, то есть закон в Иоанне, одет был в верблюжью шерсть; он не мог носить рубашку из шерсти агнца, о котором сказано: //Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира// ([[new:in:01:29|Ин. 1:29]]), а также: //Как овца веден был Он на заклание// ([[old:is:53:07|Ис. 53:7]]). Пребывая в законе, мы не можем носить одежду из агнца. //**Трактат на Евангелие от Марка.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-8 **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым** Я, - говорит, - недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы развязал ремень, то есть узел на ремне сапог его. Понимают, впрочем, и так: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашел сего ремня, то есть греха. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 7-8 **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым** Это значит, что Предтеча считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие Его и крайнее смирение свое: так как обязанность снимать и надевать обувь у господ обыкновенно была делом низших служителей у евреев. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Идет за мною Сильнейший меня** (грядет креплий мене), это – Мессия Иисус Христос, Богочеловек, на 6 месяцев родившийся и выступивший на проповедь позднее Иоанна Предтечи и Крестителя [[new:lk:01:26|(Лк. 1:26)]], **Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его** (у которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его). На востоке по причине жары не носили такой обуви, какую мы носим, но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п. привязывали к подошве ноги дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать их было делом низших служителей. Слова Иоанна: **я недостоин** и пр. означают смирение, унижение его перед Иисусом Христом. Он считает себя недостойным быть последним слугой Господа. **Я крестил вас** (аз крестих, вы) **водою**, т. е. погружал в воду для обозначения доброй перемены в мыслях и жизни, так как крещение Иоанново не давало благодати Божией, как крещение Христово. **А Он будет крестить** (той же крестит) **Духом Святым**. Крещение Христово будет Духом Святым, это означает, что оно будет иметь внутреннее действие Духа Святого на душу крещаемаго, – очищать ее от грехов по силе крестных заслуг Христовых [[new:in:03:05|(Ин.3:5)]] и возрождать в жизнь святую, спасительную. В этом-то и состоит отличие крещения Христова от Иоаннова. Поэтому-то и необходимо было для крестившихся Иоанновым крещением снова креститься Христовым (чит. объясн. [[new:mk:01:04|Мк. 1:4]]). Крещение Иоанново, как и служение его, было подготовительным. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым** Теперь евангелист точнее, полнее сообщает содержание проповеди Крестителя. Это проповедь о Мессии (см. [[new:mf:03:11|Мф.3:11)]]. Иоанн считает себя недостойным исправить у Мессии даже дело раба: нагнуться и развязать ремень обуви. Здесь евангелист Марк ближе к Луке [[new:lk:03:16|(Лк.3:16)]], чем к Матфею. [<10>]