[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:9 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане** Он крестился как человек (ср. [[new:mf:03:16|Мф. 3:16]], [[new:lk:03:21|Лк. 3:21]]), но разрешал грехи как Бог (ср. [[new:in:01:29|Ин. 1:29]], [[new:mf:09:02|Мф. 9:2]]). Крестился Он не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды. //**О Сыне (Слово 29).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-11 **И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святаго, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поскольку Он был больше самого Крестителя [[new:mf:11:11|(Мф. 11:11)]]. Итак, для чего же приходит? Без сомнения, для того, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить "всякую правду", то есть все заповеди Закона. Поскольку послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедь, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святаго Духа тотчас изречено и свидетельство. Поскольку Отец говорил свыше: //"Ты Сын Мой"//, то, чтобы слышавшие не подумали, что Он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются для того, чтобы мы знали, что они отверзаются и нам, когда мы крещаемся. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 9-11 **И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** **Во онех днех** (в те дни), т. е. когда проповедовал пришествие Мессии и крестил Иоанн, Предтеча Христов (чит. [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4-]][[new:mk:01:08|8)]]. **Пришел из** (прииде от) **Назарета**. В Евангелии Матфея повествуется, что, по возвращении из Египта, Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом поселились в Назарете, где жили прежде. Это был небольшой городок в одной из частей Палестины, так называемой Галилее (см карту). Здесь прожил Иисус Христос до 30-летнего возраста, до времени вступления Своего на дело общественного служения спaceнию рода человеческого. Это служение Он начал крещением у Иоанна, который уже проповедовал и крестил (чит. [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4-]][[new:mk:01:05|5)]]. При объяснении сих стихов чит. и о значении крещения). По Евангелию св. Луки, Иисус Христос крестился, будучи 30-ти лет [[new:lk:03:23|(Лк. 3:23)]]. В Синаксаре на Крещение Господне читаем: „Крестился Иисус Христос 30-ти лет, в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо, как первый возраст, младенческий, по словам св. Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумение, второй, юношеский, возжигается вожделением плотским; так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощен корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста отложил Господь крещение, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных“. К этому времени Иоанн уже достаточно открыл иудейскому народу, кто – проповедуемый им Христос. После крещения Иисус Христос имел выступить на дело искупления рода человеческого, а у Евреев был закон, который не допускал до священнического служения и до народного учительства ранее 30-летнего возраста [[old:chis:04:03|(Чис. 4:3)]]. О крещении Христовом евангелист Матфей написал подробнее, чем Марк. Там написано, что //Иоанн удерживал Его//, говоря: //мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне//? [[new:mf:03:14|(Мф. 3:14)]] т.е. не хотел крестить Господа по сознанию своего недостоинства, так как, по своему пророческому прозрению, узнал в Нем Мессию; но, напротив, сам желал принять от Него крещение. //Но Иисус сказал// Иоанну //в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду// [[new:mf:03:15|(Мф. 3:15)]], т. е. отложи пока свое человеческое рассуждение, потому что нам нужно исполнить закон (правду). Закон требовал очищения водой и жертвы, и приносящего жертву священника; Иисус же Христос готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте (Амвр. Мед.). Господь – законодатель, и потому прежде всего надлежало Ему Самому исполнить закон, и затем уже требовать исполнения его от других (Блаж. Иерон.). Крестился Иисус Христос во-первых, для того, чтобы Своим крещением засвидетельствовать важность крещения Иоаннова, которое было приготовительным к Его крещению, и чрез это – Своим примером установить и освятить первое христианское таинство – крещение; освятить и самые воды, имеющие давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед.). Тут, Он, Безгрешный, является, как Искупитель, принявший на Себя грехи человеческие и указующий средство к очищению их чрез крещение (Хр. Чт. 1853 г.). "Приемля крещение от Иоанна, говорит св. Златоуст, Христос убеждал всех в необходимости принимать установленное Им крещение". Во-вторых, тут, во время крещения, Он был явлен Израилю и миру, как истинный Мессия, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Злат. и Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа ради нашего спасения: с рабами Господь, с виновными Судия, с грешными Безгрешный идет креститься. **И абие восходя от воды** (и когда выходил из воды). Если выходил из воды, то значит входил в воду. Это – прямое обличение тех, которые совершают крещение не чрез погружение, а чрез обливание (католики и др.). **Видя разводящася** (тотчас увидел Иоанн разверзающиеся) **небеса**, т.е. свод небесный, чувственное небо, наподобие того, как это бывает во время сильного блеска молнии. **Духа**, третье лицо Св. Троицы, **яко** (как) **голубя, сходяща Нань** (сходящего на Него), т. е. на Иисуса Христа). Дух Святой сошел в виде голубя по причине чистоты и кротости этой птицы. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Св. в виде голубя возвещает разрешение грехов (Феоф.). Господь Иисус Христос, как Сын Божий, по Своему Божеству, неразлучен с Отцом и Духом и по человечеству всегда был исполнен Духа Святого, но Дух Св. сошел на Господа для того, чтобы в Нем познали люди Сына Божия, Спасителя мира; – чтобы в самом начале нового завета тайна Пресв. Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась ведению и слуху человеческому (Тр. Лист). **И глас был** (бысть) **с небес**, т. е. от Бога Отца. Это было со стороны Бога Отца торжественное объявление Иисуса Мессией – Христом. **Сын Мой возлюбленный**, т. е. что Иисус Христос есть Сын Божий, второе лицо Пресв. Троицы, равночестное Отцу и Духу. **В Котором все Мое благоволение** (о Немже благоволих), т. е. в Нем – вся полнота Моей любви, и чрез Него изливается любовь и на всех людей. – Является вопрос: Если так ясно было засвидетельствовано Божество Иисуса Христа при крещении, почему же не уверовали в него Иудеи? – "Пo жестокосердию своему, отвечает св. Златоуст. Ибо и при Моисее много было чудес, но народ и после громов, труб и молний слил сeбе тельца, да и те же самые, которые были при крещении и видели после воскресение Лазаря, однако ж не только не уверовали в Того, Кто сотворил это чудо, но часто покушались даже убить Его". Когда душа находится в бесчувственности, развращении и зависти, то она не убеждается никакими словами. Впрочем, нельзя думать, будто явление Бога при крещении Иисуса Христа осталось бесплодным для всех. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане** (Ср. [[new:mf:03:13|Мф.3:13)]]. Евангелист Марк точно обозначает, что Христос пришел из Назарета (о Назарете см. комментарии к [[new:mf:02:23|Мф.2:23]]). [<10>]