[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:10 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Выходит **«Иисус из воды»**, ибо возносит с Собой весь мир, и видит **«разводящиеся небеса»** – небеса, которые Адам для себя и для потомков своих заключил так же, как и рай пламенным оружием. И Дух свидетельствует о Божестве, потому что приходит к равному; и глас с небес, потому что с неба Тот, о Ком свидетельство. И дух **«яко голубь»**, потому что чествует тело (и оно по обожествлении Бог), потому что телесно и вместе издалека видимый голубь привык благовествовать «прекращение потопа». Если же по объему и весу судишь о Божестве – ты, мелко рассуждающий о величайшем, и Дух мал для тебя, потому что явился в виде голубя, то тебе прилично поставить ни во что и царство небесное, потому что оно уподобляется зерну горчичному; прилично величию Иисуса предпочесть противника, потому что он называется //«горой великой»// [[old:zah:04:07|(Зах.4:7)]] и великим китом [[old:iov:03:08|(Иов.3:8)]], и //«царем всем живущим в водах»// [[old:iov:41:25|(Иов.41:25)]], а Иисус именуется //«Агнцем»// [[new:1pet:01:19|(1Пет.1:19)]], //«жемчужиной»// [[new:mf:13:46|(Мф.13:46)]], //«каплею»// [[old:mih:02:11|(Мих.2:11)]], и подобно этому. **//Слова. Слово 39.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Почему в виде голубя? Голубь - существо ручное и чистое, а поскольку Дух Святой есть дух кротости (ср. [[new:gal:05:22|Гал. 5:22]]), то Он и является в нем. С другой стороны, голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле [[old:gen:08:11|(Быт. 8:11)]], и все это стало прообразом грядущего... В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавая нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подает усыновление всем народам земли. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Христос сошел в воду. Крестящий Его Иоанн встал рядом. И вот в виде голубя сошел Дух Святой. ...В чем смысл? Не в том, чтобы показалось, что Господь Иисус нуждается в таинстве освящения, но чтобы Он Сам освятил и чтобы Дух освятил. //**О таинствах.**// ===== Свт. Григорий Чудотворец ===== Ст. 10-11 **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** Протянув правую руку, немного страшась, но и радуясь одновременно, он крестил Владыку. Тогда присутствующие здесь иудеи, которые стояли вблизи и поодаль, стали размышлять, говоря про себя и друг другу: «Нет, не зря мы считали, что Иоанн важнее Иисуса, и не напрасно полагали, что первый выше второго! Ведь Иоанн крестил как превосходящий, а Иисус крестился как меньший». Поскольку не ведающие тайны домостроительства стали говорить такие вещи, единственный Господь и природный Отец Единородного, Который один только доподлинно знает Того, Кого Он один бесстрастно родил, для исправления их ошибочного суждения открыл небесные врата и ниспослал Духа Святого в виде голубя на главу Иисуса. Перстом указуя им на нового Ноя и Создателя Ноева и благого Кормчего терпящей крушение природы, Он Сам громогласно возгласил с неба, говоря: **Сей есть Сын Мой возлюбленный** (ср. [[new:mf:03:17|Мф. 3:17]], [[new:mf:17:05|17:5]], [[new:mk:09:07|Мк. 9:7]], [[new:lk:09:35|Лк. 9:35]]) - Иисус, а не Иоанн; крестившийся, а не крестивший; от Меня рожденный прежде начала времен, а не от Захарии; рожденный от Марии по плоти, а не от Елизаветы появившийся вопреки ожиданию; невозделанный плод ненарушенного девства, а не отпрыск нарушенного бесплодия; с вами живший, а не вскормленный в пустыне. **Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение**, - Сын единосущный, не иносущный: единосущный Мне в том, что невидимо, и единосущный вам в видимом, кроме греха. //**Проповеди.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **И когда выходил (Иисус) из воды (Иордана), тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** См. Толкование на [[new:mf:03:16#svt_grigorij_palama|Мф. 3:16]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И когда выходил (Иисус) из воды (Иордана), тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Это значит, что после крещения водою над Спасителем началось и совершилось новое, высшее Крещение – Духом Святым, совершилось самым торжественным образом. И, во-первых, **«разверзлись небеса»**, то есть, свод небесный над главою Иисуса представился раздвоенным, наподобие того, как это бывает во время сильного и продолжительного блеска молнии из облаков. В то же время из разверстых небес явился Дух Святый в //«телесном виде»// [[new:lk:03:22|(Лк. 3:22)]] наподобие голубя. Изшествие из глубины небес, тотчас по разверстии их, и прямое устремление на главу Иисуса, внушали каждому видевшему, что это не простое пернатое, а Дух Божий, принявший телесный образ. Вид голубя принят был, без сомнения, потому, что голубь всегда почитался символом чистоты, кротости и незлобия, кои составляли главные качества души Иисусовой. **//Беседа в день Крещения Господня.//** ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И когда выходил (Иисус) из воды (Иордана), тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Когда... //Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него// [[new:lk:03:21|(Лк. 3:21-22)]]. Так Дух Святой благодати посещает человека по очищении крещением покаяния. Когда в крещении покаяния будет погребен «ветхий», истлевающий человек, тогда и отверзаются для человека небеса и ему даруется веяние благодатного Духа. Святой Лука боговдохновенно присоединяет упоминание о молитве Христа по выходе из воды и тем больше углубляет мысль о времени ниспослания Святого Духа: «Иисус, крестившись, молился: (тогда) отверзлось небо...» И для христианской души, прошедшей искус очистительного покаяния, надо сейчас же вступать в духовный подвиг устремленности к Богу (подвиг молитвы), и тогда откроется ей небо. Отсюда вывод: не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога открыть тебе Свои объятия. Дух Господень приходит не по первой твоей мысли: «Вот я пойду ко Христу...» Он обвеет тебя, когда ты в покаянии погребешь старого осужденного тобой человека и начнешь духовный подвиг устремленности к Богу. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Ты видел, возлюбленный, скольких и каких благ нам предстояло лишиться, если бы Господь уступил призыву Иоанна и отказался принять от него крещение? Ибо до того небеса были заперты и вышнее место было недоступно для нас: мы могли только спускаться вниз, вверх же не восходили. Однако как только Владыка крестился, то обновил нашего ветхого человека и вверил ему снова жезл усыновления (ср. [[new:rim:08:15|Рим. 8:15]]). Тогда сразу открылись нам небеса, произошло примирение видимого с невидимым, возрадовались небесные воинства, исцелились земные болезни, то, что было тайным, стало известным, враги стали друзьями. Ведь слышал ты, как евангелист произнес: //...отверзлись Ему небеса// [[new:mf:03:16|(Мф. 3:16)]] - из-за трех необычайных вещей. Ибо, когда Жених Христос принял крещение, небесному чертогу надлежало открыть свои блистательные врата (ср. [[old:ps:023:07|Пс. 23:7]]). Точно так же, когда Святой Дух нисходил в виде голубя и глас Отчий раздавался повсюду, небесные врата должны были быть открытыми (ср. [[new:in:03:29|Ин. 3:29]]). //**О богоявлении.**// ===== Блж. Августин ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Принимающие крещение Христово в крещении Иоанновом не нуждаются, но принявшие крещение Иоанна нуждались в крещении Христа... Ему же Самому никакого крещения не требовалось, но, дабы возбудить в нас желание принять Его крещение, Он принял крещение от раба. Голубь не продается: он дается даром, потому и зовется милостью (ср. [[new:mk:11:15|Мк. 11:15]], [[new:in:02:16|Ин. 2:16]]). //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ---- Почему Сын Божий явился в человеке и Дух Святой - в голубе (ср. [[new:mf:03:16|Мф. 3:16]], [[new:lk:03:22|Лк.3:22]], [[new:in:01:32|Ин. 1:32]])? Потому что первый явил людям пример образцовой жизни, а второй обозначил сам дар, обретаемый живущими ею (ср. [[new:rim:08:02|Рим. 8:2]], [[new:rim:08:10|10]], [[new:gal:06:08|Гал. 6:8]]). И тот и другой стали видимыми ради людей, чтобы глазами телесными они обнаруживали и разумом воспринимали ступени таинств. Ведь обычные слова звучат и проходят, но не проходят слова, в которых выражено божественное и вечное (ср. [[old:is:55:11|Ис. 55:11]]). //**О различных вопросах.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** См. Толкование на [[new:mk:01:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 1:9]] ===== Ориген ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** По причине кротости и простоты, чтобы и мы подражали кротости и простоте голубя. //**Гомилии на Евангелие от Луки.**// ===== Тертуллиан ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Тогда в образе голубя Дух Святейший спускается от Отца над крещенской водой на омытых и благословенных людей, дабы природа Духа Святого была засвидетельствована через это простое и невинное создание - ведь даже в физическом облике голубя отсутствует злоба. Отсюда слова: //Будьте просты, как голуби// [[new:mf:10:16|(Мф. 10:16)]], и не без оснований здесь этот образ. Точно так же после потопа, водами которого были смыты прежние беззакония, после, можно сказать, крещения мира, о смирении гнева небесного возвестил миру глашатай голубь. Он был послан с ковчега и вернулся назад с веткой маслины: этот знак для народов – знак мира [[old:gen:08:10|(Быт. 8:10-11)]]. //**О крещении.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** Почему для познания благоугодной Богу простоты нам дается образ голубя? Посмотрим внимательно на его природу, дабы через отдельные черты его невинной жизни принять установления нашего Исцелителя. Голубь чужд всякого зла - так пусть всякая злоба, гнев, возмущение и любая порочность отойдут от нас! Голубь ничего не повреждает ни клювом, ни когтем, даже мелких мошек и червяков, которыми почти все птицы кормятся и кормят своих птенцов. Так давайте следить за тем, чтобы наши зубы не превращались в орудия и стрелы, чтобы мы не кусали, не пожирали и не истребляли друг друга (ср. [[old:ps:056:05|Пс. 56:5]])! //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него** См. Толкование на [[new:mk:01:09# prot_ioann_buxarev |Мк. 1:9]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.** (См. [[new:mf:03:16|Мф.3:16)]] **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** (См. [[new:mf:03:17|Мф.3:17)]] У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея – к третьему лицу, вероятно, к Предтече) [<10>]