[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:16 ====== ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== Ст. 16-17 **Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков** Каким иным образом Иисус мог совершать такие удивительные дела, если не Своей божественной силой?!.. И ты сам мог бы понять божественность Его силы, если бы поразмыслил, Кто и каков Он был по природе, и как Он приблизил к Себе людей незначительных, взяв их от рыбной ловли и от скудной жизни, и воспользовался ими как помощниками для свершения дела, которое превышало всякое слово... Когда же Он приобрел их в качестве Своих последователей, то вдохнул в них божественную силу, исполнив мощью и храбростью, и, поистине, как Слово Божие и Сам Бог, Творец столь великих чудес, сделал их ловцами мыслящих и разумных душ, исполнив на деле слова: ...**идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков!** [[new:mf:04:19|(Мф. 4:19)]], а также делателями и учителями благочестия. Тогда Он и разослал их по всем народам, явив их глашатаями Своего учения. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 16-17 **Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков** Люди живут у моря жизни, и все они — рыболовы. Они кидают в море жизни сети души и ловят или ценное или сор жизни. Пойди к Начальнику лова — Богу — и через Него закидывай сети... И прежде всего поймаешь свою душу, а то ведь она на стороне, на глубоком «сорном дне». //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-20 **Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним** Петр и Андрей сначала были учениками Предтечи, а когда увидели свидетельствованного Иоанном Иисуса, то присоединились к Нему. Потом, когда Иоанн был предан, они со скорбью перешли опять к своему прежнему занятию. Итак, Христос призывает их теперь во второй раз, ибо настоящее призывание есть уже второе. Заметь, что они питались от своих праведных трудов, а не от неправедных занятий. Такие люди стоили того, чтобы быть первыми учениками Христа. Тотчас бросив бывшее у них в руках, они пошли вслед за Ним; ибо не должно медлить, а должно тотчас же последовать. После сих уловляет Иакова и Иоанна. И эти, хотя сами были бедны, однако, пропитывали престарелого отца своего. Но они оставили отца не потому, что оставлять родителей доброе дело, но потому, что он хотел воспрепятствовать им последовать Господу. Так и ты, когда родители будут препятствовать тебе, оставь их и последуй Благому. Видно, Зеведей не веровал, но мать сих апостолов веровала и, когда умер Зеведей, также последовала Господу. Приметь же и сие, что прежде призывается деяние, а потом созерцание, ибо Петр есть образ деяния, потому что был пламенного характера и всегда предупреждал других, что свойственно деянию, Иоанн, напротив, представляет в себе созерцание, ибо был богослов по превосходству. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы** О призвании Господом в апостольское служение рыбарей Андрея, Петра, Иакова и Иоанна еванг. Марк повествует буквально одинаково с св. Матфеем ([[new:mf:04:18|Мф. 4:18]] и далее) **Пpи** (близ) **мори Галилейстем** (чит. о море в объясн.14 ст.). На берегу этого озера или моря Господь и призвал апостолов из рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. **Симона**, у еванг. Матфея прибавлено: //называемого Петром//. Петр (по-еврейски //Кифа//), значит камень; так назвал его Господь при его призвании, как передает св. Матфей, в знак твердости его веры ([[new:mf:16:18|Мф. 16:18]], еще [[new:in:01:42|Ин. 1:42]]). Андрея, брата его. Описываемое еванг. Марком, как равно и Матфеем, призвание Петра и Андрея было уже второе их призвание к апостольскому служению. О первом говорится у еванг. Иоанна [[new:in:01:38|(Ин. 1:38)]]. Там говорится, что сначала был призван ап. Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. Андрей потом привел к Иисусу Христу брата своего Симона, и Господь, увидев его, переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с Господом: хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным (Гречул.). **Были рыболовы** (беста рыбаря). Вот из каких людей Господь избрал Себе апостолов – из людей бедных, простых, неученых. И они-то учением Христовым, при помощи Божией, победили и покорили Христу славных, мудрых, богатых, царей и целые царства. Это не указывало ли прямо на Божественность учения Христова? //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-20 **Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним** О призвании первых 4-х учеников см. комментарии к [[new:mf:04:18|Мф.4:18–22]]. Евангелист Марк упоминает о работниках, какие были у Зеведея (стих 20), об этих работниках Матфей не говорит. Призвание это, конечно, было уже не первое. Как видно из Евангелия Иоанна, означенные здесь четыре ученика были призваны к последованию за Христом уже давно – после крещения Христа на Иордане [[new:in:01:35|(Ин.1:35]] и сл.). [<10>]