[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:22 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники** Посмотрел бы я, Господи, на Божественное лице Твое, какое пребожественное выражение было в нем, когда Ты говорил с людьми и учил их; какая благодать исходила из уст Твоих в словах Божественной премудрости, власти и силы. Да, нельзя было сколько-нибудь благонамеренному человеку противостоять словам Его; Он говорил как Бог, с силою и властию Бога. Не может быть, чтобы и книжники и фарисеи не говорили тоже с некоторою властию, – но то была власть человеческая, власть людей порочных, самолюбивых. Это была тень власти, а потому на нее мало и внимания обращали. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники** См. Толкование на [[new:mk:01:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 1:21]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники** Еванг. Марк не сообщает содержания самого учения Христова в Капернаумской синагоге, а только говорит о впечатлении, произведенном Его учением на слушавших. Впечатление это было такое же, какое после нагорной беседы Спасителя, еванг. Марк передает его теми же словами, какими – о проповеди еванг. Maтфей [[new:mf:07:28|(Мф. 7:28-]][[new:mf:07:29|29)]]: **и дивились** (дивляхуся) **Его учению** и пр. **Дивились**, потому что слышали в Его учении много нового и особенного, чего не было в ветхозаветном законе, как это видно, напр., из передаваемой еванг. Матфеем нагорной беседы Христовой (чит.[[new:mf:05:start|Мф. гл. 5-]][[new:mf:07:start|7]]). **Учил** (бе уча) Христос, **как имеющий власть** (яко власть имый), потому что был не простой, а Божественный Учитель, имел власть не только изъяснять закон, но и отменять его, а поэтому и мог говорить так, как никто из людей. И самое учение Христово было, как подобает быть божественному, просто и возвышенно; тогда как учение книжников и фарисеев по большей части состояло в мелочах и бесполезных словопрениях (Мих.). „Слово Господа происходило от сердца и проникало сердце слушающего, замечает еписк. Феофан. Таково и всегда слово, проникнутое силой Божественной, слово от Духа. Таково оно было и у апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как Дух давал им провещавать. Это – дар Божий, стяжаемый однако ж трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным жизненным усвоением ее“. **Не яко** (не как) **книжницы**. **Книжники** иначе //фарисеи//, это была секта иудейская, возникшая незадолго до времени явления Спасителя. Фарисеи (от еврейскаго слова фараш – отделял) назывались так потому, что они старались отделить себя от всех прочих некоторыми особенными верованиями и своей внешностью. Кроме закона Моисеева они принимали много разных преданий. Они верили, что Моисей вместе с Писанием оставил предание, которое касалось главным образом обрядности внешнего благоповедения. Исполняя мелочные требования предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона [[new:mf:23:start|(Мф. гл. 23)]] и, приказывая исполнять их другим, сами большей частью не исполняли. Фарисеи носили широкие одежды с нашивками изречений Священного писания. Фарисеи старались казаться народу набожными, но на самом деле были лицемерами, потому что были людьми гордыми, своекорыстными, честолюбивыми и т. п. Встречались, конечно, между ними и исключения, каков Савл, впоследствии ап. Павел, и др. Фарисеи имели большое влияние на народ, как народные руководители, законоучители. Многие из них, изучая закон, были знатоками его, и потому назывались книжниками, считались учеными, иудейскими богословами [[new:mf:02:04|(Мф. 2:4)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал** //«И дивились»// (см. [[new:mf:07:28|Мф.7:28–29]]). //«Одержимый духом нечистым»// – то же, что бесноватый (см. [[new:mf:04:24|Мф.4:24]]). [<10>]