[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:24 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** Не принимаю свидетельства дьявола, но принимаю его признание. Против воли говорил дьявол, будучи принуждаем и терзаем. //**Послания.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** Почему ни один демон не называет Бога по имени? Разве одержимые не говорили: «Знаем, Кто Ты, Сын Божий» (ср. [[new:mk:01:24|Мк. 1:24]], [[new:lk:04:34|Лк. 4:34]])? Разве не говорили они Павлу: //Сии человеки - рабы Бога Всевышнего// [[new:act:16:17|(Деян. 16:17)]]? Бичуемые и принуждаемые, говорили; по своей же воле и не бичуемые - никогда. //**Гомилии на Первое послание к Коринфянам.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** См. Толкование на [[new:mk:01:23#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 1:23]] ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** Демоны, видя Сына, говорили: **«Знаем, Кто Ты - Святый Божий»**. Также и дьявол, искушая, говорил Ему в глаза:// Если ты Сын Божий// [[new:mf:04:03|(Мф. 4:3]], [[new:lk:04:03|Лк. 4:3)]]. Все они признавали Сына и Отца, но не верили. Потому нужно было, чтобы все приняли истину свидетельства - суд во спасение верующих и во осуждение неверующих, дабы все были судимы справедливо и утвердилась вера в Отца и Сына. Всем надлежало принять свидетельство и утвердиться в нем: и близким, и далеким, и друзьям, и недругам. Самое же верное и непротиворечивое утверждение есть то, что дается самими противниками. Будучи вовлечены в происходящее, они свидетельствуют и соглашаются, однако потом вдруг делаются враждебными, обвиняют и уже хотят, чтобы свидетельство не было истинным. //**Против ересей.**// ===== Блж. Августин ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: **«Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты - Святый Божий»** (ср. [[new:mf:08:29|Мф. 8:29]], [[new:lk:04:34|Лк. 4:34]]). Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: **Что Тебе до нас?** Веру имели, любви не имели - потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ---- Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: //Ты - Христос, Сын Бога Живаго// [[new:mf:16:16|(Мф. 16:16)]]. Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: **«Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий»** (ср. [[new:mf:08:29|Мф. 8:29]], [[new:lk:08:28|Лк. 8:28]]). «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» - «Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны - в страхе...» - «Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут?» - «Скажу тебе, - говорит, - различаю ясно: вера действует через любовь» (ср. [[new:gal:05:06|Гал. 5:6]]). //**Проповеди.**// ---- Из этих слов ясно, что демоны знали об этом, но не было в них любви. Они сильно страшились наказания от Него, а Его справедливости не любили. Он же настолько открывался им, насколько хотел; хотел же настолько, насколько было необходимо. Открывался им не как святым ангелам, которые всецело наслаждаются Его, Бога-Слова, причастностью к вечности, а как следовало открыться тем устрашаемым, от тиранической власти которых Он освобождает всех предназначенных для Своего Царства и для Своей славы, вечно истинной и истинно вечной. Значит, открывался демонам не как жизнь вечная и неугасаемый свет, освещающий праведников, у которых, когда видят свет, несущий веру, через эту веру очищаются сердца. Но открывался им посредством преходящих деяний силы Своей: через сокровенные знаки Своего присутствия, которые чувствам ангелов, пусть даже это будут злые духи, доступны более, нежели немощным людям. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** См. толкование на [[new:mk:01:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк.1:23]] ===== Беда Достопочтенный ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** Поскольку завистью дьявола в мир вошла смерть (ср. [[old:gen:03:start|Быт. 3]]), то спасительное исцеление должно было быть направлено против самого творца смерти... Присутствие Спасителя - оковы для демонов. //**Изложение Евангелия от Марка.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий** См. Толкование на [[new:mk:01:23# prot_ioann_buxarev |Мк. 1:23]] ===== Лопухин А.П. ===== **оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий** «//Оставь//» – по-гречески έα (это слово не встречается в данном месте Евангелия. – Прим. ред.). Это скорее восклицание, равняющееся нашему «ах» (ср. [[old:iez:30:02|Иез.30:2]]). //«Что Тебе»// (см.[[new:mf:08:29| Мф.8:29]]). «//Назарянин//». Так демон называет Христа, вероятно, имея целью возбудить к Нему недоверие в слушателях как к жителю презираемого города Назарета (ср. [[new:in:01:46|Ин.1:46]]). //«Святый Божий».// В Ветхом Завете так названы первосвященник Аарон [[old:ps:105:16|(Пс.105:16)]] и пророк Елисей [[old:4ts:06:09|(4 Цар.6:9)]]. Но здесь, очевидно, это выражение берется в особенном, исключительном смысле, как обозначающее божественное происхождение и божественную природу Мессии (ср. [[new:mf:08:29|Мф.8:29:]] //«Сын Божий»//). [<10>]